У американцев программы для учета личных финансов очень распространены. Программу Quicken, занимающую три четверти рынка, используют около 15 миллионов пользователей! Иными словами, в Америке свои деньги на домашнем компьютере подсчитывают вдвое больше человек, чем у нас пользуются Интернетом.
И их программы умеют многое - и налоговые декларации заполнять, и с банковскими счетами работать, и советуют, как деньги сохранить. Но нам это все не очень нужно: вложения денег куда-то, кроме банок и банков, не часты, налоговые декларации заполняются редко, да и средств почти нет. Но нельзя сказать, что нет денег - и нет проблемы. Узнать, куда все потратил, - первый шаг к экономии. И тут поможет ваш домашний компьютер.
Самое простое, что можно сделать, - вести учет расходов в универсальной программе для работы с таблицами (самая известная из которых - Excel). Создаете таблицу, в первую колонку пишете дату, во вторую - тип расхода, в третью - сумму, в четвертую - комментарий. И каждый день записываете, на что тратились.
Это только на первый взгляд сложно. Главное - приучить себя брать в магазинах чеки. Обычно они никому не нужны, и кассирша бросает чеки в специальную мусорную коробочку. А мы теперь будем их брать. Вечером просмотрел чеки, вспомнил, что еще тратил за день, записал в табличку.
В конце месяца можно посмотреть, что получилось. Для этого выделим колонку с цифрами расходов за месяц и нажмем кнопку суммы. Потом можно отсортировать по полю описания и просуммировать, сколько стоило, скажем, пиво. Потом отсортировать по колонке расходов и посмотреть, что обошлось в этом месяце дороже всего. Уверяю - узнаете о себе много нового.
Однако этот способ хоть и прост, но очень далек от идеала. И сортировать колонки не очень удобно, и программа может 20 рублей 12 копеек превратить по своему усмотрению в 20 декабря, и виды расходов нужно называть одинаково. Умельцы могут, конечно, написать хитрую программку-макрос, которая все это упростит. А что делать простому человеку?
Нужно воспользоваться специализированной программой. Например, "Домашней бухгалтерией" Павла Козловского (www.keepsoft.ru). Здесь все гораздо удобнее: можно настроить по своему разумению категории и виды расходов (например, категория "транспорт" и его вид - "метро"), а затем записывать траты, выбирая категорию и вид из списка, дату - из календаря, и затем просто вписывая сумму. Причем можно вести бухгалтерию в двух валютах, указывая курс конвертации на каждый день (хотя, разумеется, программа его запоминает и сама). А потом можно смотреть отчеты в виде диаграмм за любой период: как расходы делятся между едой, одеждой, транспортом и другими категориями. Или по видам - чтобы, например, обнаружить, что дороже всего в этом месяце обошлись хлопоты вида "ремонт" в категории "автомобиль". "Домашняя бухгалтерия" учитывает не только расходы, но и доходы, показывая разницу. Более того, не забывает и о долгах.
Ведение домашней бухгалтерии удобно не только для контроля личных финансов. Записи расходов - это в некотором смысле ваша домашняя летопись. Скажем, с ее помощью не составляет никакого труда понять, как давно вы были последний раз у стоматолога. Или меняли масло в автомобиле. Или ходили в кино.
Наверное, стать богаче, учитывая свои расходы, не получится. Но увереннее - наверняка. Известны примеры, когда "Домашняя бухгалтерия" у пользователей используется уже несколько лет, пережив пару обновлений домашнего компьютера.