17.03.2004 01:45
Происшествия

Удар под Икшей

Это случилось 8 Марта. Международный женский день для сотрудницы "РГ" стал самым драматичным днем в жизни
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3430)
Читать на сайте RG.RU

...Это был легкий удар. Даже не удар, так, толчок. Машину Ирины разворачивает и выносит на встречную полосу, где в нее влетает "Форд", новый пируэт, и в зад врезается "Вольво"... Пока машина летала от удара к удару, мать Ирины выпала из салона... Сразу оговоримся, все остались живы. "Скорая" развезла пострадавших по больницам, машины остались грудами металлолома возле таблички "Конец населенного пункта" (имеется в виду Икша).

И тут на сцене появляется Его Величество Закон, который должен восстановить справедливость, покарать виновных и защитить пострадавших. Вы догадываетесь, кто в данной истории оказывается виноватым? Правильно. Ирина. По той простой причине, что "семерки", вытолкнувшей ее на встречку, и след простыл. Водители "Форда" и "Вольво" не видели ничего, кроме летящего навстречу автомобиля, свидетелей у аварии не оказалось, несмотря на то, что в это время поток довольно оживленный. И понятно, что искать машину по таким смутным приметам, как марка, модель и цвет, никто не станет, да это и невозможно, ведь регистрационный номер не известен.

Вот итог нашей истории: в результате преступного лихачества пострадали несколько человек и три машины. И ладно с ними, с машинами, хотя и денег стоят немало. Здоровье дороже. Но также дорого и другое: глупо, наверное, и обидно отвечать за то, в чем не виноват. А в чем причина? О беспределе на дороге отсох язык говорить и руки писать. Пора бы с ним бороться. Каким образом? Сделать так, чтоб неповадно было нарушать. И одними штрафными санкциями здесь не ограничиться. Штрафы маленькие? Да, мизерные, превышение скорости на 40-60 км/час - максимум 300 рублей. Рассчитался и гони дальше. По нашему законодательству, если продавец не выдал чек покупателю, то есть нарушил правила торговли, фирма платит штраф от 33 тысяч рублей до ста тысяч плюс директор фирмы облагается штрафом в размере трех тысяч рублей. Почему же на дороге правила игры так дешевы? Сбил пешехода, скрылся с места происшествия, максимум что тебе грозит - штраф от тысячи до полутора тысяч рублей. Вот такая цена за сломанные руки, ноги и сотрясения мозгов. Кстати, недавний случай в Финляндии: водитель был оштрафован на 150 тысяч евро за превышение скорости на 40 км/час. В России жизнь явно не в цене.

Если бы у нас нарушитель платил в несколько раз больше, много ли было у нас нарушителей? Да ненамного меньше. Потому что есть еще и такое понятие, как неотвратимость наказания. А именно его в нашей стране и нет. В смысле, не понятия, а неотвратимости этого наказания нет. Сколько у нас транспорта скрывается с места происшествия? Только в прошлом году произошло четырнадцать с половиной тысяч ДТП с участием неустановленных транспортных средств (вот такая официальная формулировка для скрывшихся с места аварии), в которых погибли почти три тысячи человек и ранены более 12 700. Еще до первого января для подобных случаев существовала соответствующая статья Уголовного кодекса, теперь ее нет. Как говорится, дави - не хочу.

Надо заметить, что в этой статистике учтены только запротоколированные случаи. То есть такие, когда кто-то долбанул мирно припаркованную у обочины машину или сбил пешехода и сбежал с места преступления. Но есть и другие. Вот, например, один пошел в "шахматном порядке" со скоростью легкого самолетика "причесывать" ряды. И ведь умел бы, на курсы водительского мастерства походил бы, а то "режет" всех подряд: кто-то успел среагировать и нажать на тормоза, пропуская лихача вперед, а тот, что шел сзади, не успел... Виноват последний. Или вот частый случай: таксист устремляется к потенциальному пассажиру - через все разделительные, наплевав на встречных и поперечных, с юзом тормозит около оторопевшего голосующего... но, услышав сзади звук удара, срывается с места и уходит в неизвестном направлении. Да даже если и не сорвался, попробуй докажи, что он создал аварийную ситуацию. Для этого нужны свидетели, нужно, чтобы пострадавшие настаивали на его ответственности. Такое бывает?

Вы не попадали в такую ситуацию? Что ж, повезло. А те, кто попадал? Вы как себя чувствовали? Руки опускаются, сделать ничего не можешь, обидно, хочется догнать, за уши притащить... И этого не можешь, потому что должен стоять на месте ДТП. Самое печальное, что мы же сами, водители, это поощряем. Что нужно, чтобы наказание стало неотвратимым? На каждом метре дорог по видеокамере или радару не поставишь, никакого бюджета не хватит. В Германии и в США развита следующая практика: там любой прохожий или водитель тут же заявит по мобильнику о вашем нарушении. Там развито гражданское сознание. У нас же за семьдесят лет Союза выработалось стойкое отвращение к "стуку" в любом его виде. И слава богу. Но как видно, и к сочувствию тоже. В случае с Ириной Невинной - ни одного свидетеля. Куда ж все подевались? Шел ведь поток машин. Никому в голову не пришло, что людям требуется помощь? Уверен, любопытных было много, тормозили, выглядывали из окон, как в кино, чем закончилось? Неужели никто не видел, как машина пошла вальсировать и что тому было причиной?

Неужели сложно было притормозить, дать телефон, представиться, мол, в случае чего звоните, я свидетель, если уж сильно торопились... Хотя, понимаю, сложно, у всех дефицит времени... Ведь если что, действительно затаскают: показания туда, показания сюда, здесь явиться, туда зайти, тут поучаствовать... Проще забыть, как дурной сон. А если не дай бог вы попадете в подобную ситуацию? В общем, если кто-то видел это ДТП, откликнитесь. Тел.: 257-57-50.

Редакция "РГ" просит считать этот материал официальным обращением к ГИБДД и органам дознания и просит разобраться в сложившейся ситуации.

Аварии и катастрофы Легковые авто