Вообще-то такие проекты в Интернете пытались сделать уже не раз. Крупные торговые марки рекламировали себя в Интернете, создавая клубные сайты для своих потребителей. Сайты о музыке и книгах пытались заставить своих пользователей общаться. Особенно магазины, которые хотели таким образом стимулировать продажи. Простейший пример их "групповых" возможностей - это когда покупателю какого-то фильма рассказывают, какие еще фильмы обычно покупают вместе с этим. Такой "автоматический советчик" пытались организовать и как отдельный сервис: регистрируешься, помечаешь 20 любимых фильмов, и система выдает, что еще вам рекомендуется посмотреть. Делает она это, глядя на анкеты других пользователей. Если ваш список совпадает с предпочтениями другого человека на 19 пунктов из 20, то, может быть, вам стоит посмотреть его 20-й?
Звучит интригующе, но такие системы почему-то никогда толком не работали. И модными не были. До недавнего времени. Теперь интернет-коммунальные системы привлекают к себе повышенное внимание. Очередная новинка в этой области - система LinkedIn.com (что примерно переводится на русский как "в связях"). Ее создатели пытались автоматизировать деловое общение "по знакомству". Правда, с русским языком у "Линкедин" не задалось. Но это, наверное, правильно - все-таки глобальная, международная система. Меня, скажем, от колумниста Washington Post отделяют четыре рукопожатия. Тут поневоле нужен общий язык.
Если английский вас не пугает, попробуйте сами - зарегистрировавшись, нужно будет указать, где вы работаете и работали, на каких должностях, и в чем ваши профессиональные умения и интересы. Затем программа проглядит адресную книгу вашего почтового клиента и выяснит, не зарегистрирован ли уже кто-то из этих людей в системе. Если такие найдутся - предложит зарегистрировать связи с ними. Таким образом, если в LinkedIn зарегистрируются много людей (а это так - по крайней мере, для компьютерной индустрии) и список ваших "связей" будет достаточно велик, то через вторые-третьи руки вы сможете устанавливать контакты с достаточно далекими людьми, пользуясь рекомендациями ваших общих знакомых.
Интересно, кстати, что мостиком между российскими и американскими пользователями системы (их на момент написания статьи было 400 в России и 20 тысяч в мире) является Эстер Дайсон - американка, главный редактор портала Cnet, которая довольно много работала с российским компьютерным бизнесом.
Правда, сервер LinkedIn - это больше игрушка, примеров практического применения пока не так много. Но они есть. Например, один из пользователей спустя два дня после регистрации получил предложение о работе. Другой пример - туристические компании. В силу их международного характера подобная система - способ устанавливать прямые деловые контакты, которых им порой не хватает.