13.04.2004 06:10
Власть

Спецстоянка - бесплатно

Первые три часа
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3453)
Читать на сайте RG.RU

История сравнительно давняя. В ныне действующем КоАП предусмотрены выше названные процессуальные меры. Однако до сих пор они не действовали. Для начала требовалось постановление Правительства РФ, утверждающее эти правила, а уже во исполнение его потребовались и иные нормативные акты.

Первый и основной - приказ МВД РФ - мы сегодня публикуем. Как должны действовать сотрудники ДПС в том или ином случае, комментирует начальник отдела административной практики и дознания Главного управления ГИБДД МВД РФ Владимир Кузин.

На штрафстоянку

Протокол о задержании транспортных средств предусматривает описание самого правонарушения, то есть за что т/с задержано, опись механических повреждений и имущества, находящегося в машине. Все это сделано с тем, чтобы не возникало потом гражданских споров: что-то украдено, что-то повреждено. Предусмотрена запись о том, кому передано и куда направлено т/с, есть данные о понятых, в тех случаях, когда т/с задерживается без водителя. Когда вы соберетесь получить машину обратно, в протоколе будет сделана отметка о том, что выдача т/с разрешена и кем разрешена.

По получении машины также будет сделана соответствующая отметка: вернули тому-то (собственник или его законный представитель) тогда-то (вплоть до часов и минут, как-никак это оплата за нахождение вашего авто на стоянке). Платите вы за каждый полный час нахождения машины на спецстоянке.

Согласно постановлению Правительства N 759 срок задержания т/с исчисляется с момента задержания. Срок хранения исчисляется в часах с момента помещения на спецстоянку. Не подлежат оплате первые три часа хранения. Доставка оплачивается отдельно.

К слову, перевозчик должен проверить т/с, опечатать места доступа, увезти и сдать его на хранение.

Получить авто обратно

- В приказе представлен типовой договор между нашими подразделениями и организациями, которые будут хранить задержанные машины, - продолжает Владимир Кузин. - По договору мы обязуемся передавать им задержанные транспортные средства, а они обязуются транспортировать и хранить их. Естественно, они обязаны предоставлять информацию, где будут храниться эти машины. С нашей стороны: информация о том, кто подал заявку на транспортировку и хранение, время, место, причина задержания и передача транспортировщику копии протокола. С их стороны: круглосуточный прием заявок, принятие мер для скорейшего прибытия к месту задержания, обязанность информирования ГИБДД о том, какая машина куда пошла.

Также на эти организации ложится ответственность за сохранность авто во время транспортировки и, конечно, на стоянке.

Выдать машину они обязаны только на основании решения должностного лица, которое будет указано в специальном списке должностных лиц, которые будут иметь право на принятие решения о возвращении т/с. Как правило, это начальник подразделения и его замы, дежурный.

О тарифах

Постановление Правительства о задержании транспортных средств и запрещении их эксплуатации предполагает участие в процессе появления спецстоянок всех уровней власти. ГИБДД свою задачу выполнила. Дело осталось за местной властью (создание таких стоянок). Тут процесс идет. Уже в некоторых регионах определились, где хранить, и кто будет возить. Сложнее с тарифами. Рекомендации по их расчетам должно подготовить Минэкономразвития. Их пока нет. Но некоторые регионы, например Москва, уже поспешили и определили временные тарифы. Причем не из дешевых. За час хранения задержанного автомобиля автовладельцу придется заплатить 52 рубля 70 копеек, а транспортировка автомашины обойдется владельцу в одну тысячу 809 рублей 20 копеек. К слову, за транспортировку по собственному желанию в той же Москве придется заплатить около 800 рублей (плюс, минус - в зависимости от расстояния).

Впрочем, если ваше транспортное средство решили задержать, в случае, если, скажем, вы выпили за рулем, можно избежать лишних трат. Например, вызвать друга, который отгонит вашу машину. Или самому вызвать эвакуатор. Главное, чтобы друг или эвакуатор приехали раньше, нежели эвакуатор, вызванный инспектором. Сторожить вашу машину инспектор не обязан. С другой стороны, звонок другу - это устранение на месте причины задержания вашего авто...

Снимаем номера

В приказе представлен протокол о запрещении эксплуатации транспортных средств. Принцип тот же самый: за что, кто составил, отметка об устранении причин запрещения эксплуатации и отметка о возвращении регистрационных знаков.

Резонный вопрос, если вам запретили эксплуатацию и сняли номера, что делать дальше? Сразу оговоримся, что в этот день с протоколом на руках вы можете доехать куда угодно. Например до дома, до работы, до автосервиса... По словам Владимира Кузина, в течение дня вам никто претензий не предъявит. Устраните причину - и получите номера обратно.

Но если вам запретили эксплуатацию в другом регионе, то тут возникают вопросы, например, где получать номера?

- Запрещение эксплуатации оформляется на месте нарушения, - рассказывает Владимир Кузин. - После этого протокол и регистрационные знаки должны переправляться по месту учета транспортного средства. Но по ходатайству владельца они могут не направляться. В ходатайстве при этом должен быть указан срок, в течение которого гражданин обязуется устранить ту неисправность, которая была выявлена. Если по истечении этого срока т/с не было представлено для осмотра, знаки будут отправлены по месту учета.

То есть, если, скажем, вы живете в Москве, вас остановили в Калуге и запретили эксплуатацию, вы можете доехать до Москвы, устранить неисправность, но это не значит, что вы тут же получите номера обратно. Вам либо придется ехать за ними обратно в Калугу (если вы написали ходатайство), либо ждать, когда номера прибудут в ваше регистрационное подразделение. За один день этого не произойдет. До того, как вы получите номера, независимо от того, устранили ли вы причину запрета, эксплуатация все равно будет запрещена. Иначе вас будут привлекать за управление без регистрационных знаков (штраф 0,5 МРОТ, то есть 50 рублей, не так уж и много, а значит, не так уж и страшно).

- Вся документация, в том числе и регистрационные знаки, - продолжает В. Кузин, - пересылается в течение пяти дней. А когда она прибудет в ваше подразделение, зависит от того, каким путем была отправлена: близлежащие районы - там перевозка осуществляется самими сотрудниками, подразделения, находящиеся на значительном удалении, - по почте.

Для получения номеров обратно, в случае, если вам запретили эксплуатацию из-за отсутствия техосмотра, вам потребуется прийти в подразделение, предъявить копию протокола и талон о прохождении техосмотра. Будет сделана запись о том, что причина запрещения исключена, и вы получите номера. Если запретили эксплуатацию по причине неисправности, то после ее устранения вам придется предъявить машину подразделению технадзора. Там проверят именно этот параметр, поставят отметку, далее - в свое подразделение и по тому же сценарию.

За что задерживают и запрещают эксплуатацию

Машину задержат:

Если у водителя нет прав или регистрационных документов на т/с, а также за отсутствие доверенности. В том числе за отсутствие полиса обязательного страхования. За управление заведомо неисправным автомобилем. А именно за нерабочие тормоза (исключение - "ручник"), рулевое управление или сцепное устройство (в составе автопоезда).

Если у вас нет права управления т/с.

Если вы лишены права управления.

За управление авто в состоянии опьянения.

За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

За нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствия для движения других т/с, а равно остановка или стоянка т/c в тоннеле.

Запрет эксплуатации транспортного средства вам грозит, если не пройден техосмотр или неисправны тормоза или рулевое управление.

Правоохранительная система Легковые авто ГИБДД