18.05.2004 01:40
Digital

Выбор Webby

Победители американской интернет-премии полезны для россиян
Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3478)
Читать на сайте RG.RU

Награду Webby называют интернет-"Оскаром": это самая известная премия для сайтов. Для большей солидности в качестве жюри выступает специально созданная Международная академия цифровых искусств и наук, в которую входят 480 членов - как знаменитости вроде музыканта Дэвида Боуи и компьютерного гуру Ларри Эллисона, так и многочисленные представители американской прессы. Ничем, кроме интеллектуальной поддержки Webby, эта академия не занимается. Кстати, по той же схеме была организована и Российская интернет-академия с ее премией "Награда.ру". В прошлом году она была вручена, видимо, в последний раз: теперь и заявки на участие не собирают, и даже сайт nagrada.ru пропал. А вот американская награда выжила, хотя и стала скромнее. Первые церемонии проводились с помпой: в больших концертных залах и с множеством гостей. Теперь же все награждение проходило исключительно виртуально.

175 тысяч голосов

Победители были выбраны в 30 категориях - от очевидных, вроде "Новости" и "Музыка", до затейливых "Странности" и "Гражданская активность". Точнее говоря, в каждой номинации есть два победителя. Один - выбранный голосованием упомянутой выше академии. Второй - "народный", выбранный путем голосования посетителей сайта премии WebbyAwards.com. Причем последних оказалось очень много: "Голос народа" определялся мнением 175 тысяч человек. Выбор жюри и "избирателей" совпал лишь в 8 номинациях из 30. Хотя выбирали они в каждой категории из пяти номинантов, выделенных академией на предварительном этапе. У жюри - свои приоритеты: они могут оценивать оригинальность или учитывать опыт прошлых лет, стараясь выдвинуть новичков, а не награждать в который раз одних и тех же лидеров. А "избиратели" в Интернете приходят на сайт премии проголосовать за свой любимый проект, они необъективны.

Google - наилучший

А совпало мнение публики и жюри в основном по тем номинациям, где победители и так знамениты. Так, главная в Интернете поисковая система Google награждена в номинациях "Лучшая деятельность" и "Сервисы". В области финансов победитель - сайт американской комиссии по ценным бумагам (www.sec.gov). Самый смешной - онлайновый журнал TheOnion.com с пародийными новостями (нечто подобное в России делает Лапша.ру). В номинации "Быт" победил сайт рецептов Epicurious.com ("Эпикурейский"). Самый музыкальный - онлайновый магазин iTunes фирмы Apple, он же, по мнению академиков, лучший "торговец" (там продают файлы с музыкой). А вот публика предпочла в номинации "Коммерция" интернет-аукцион eBay. И правильно - iTunes отказывается продавать что-либо россиянам, не за что его поощрять.

Из точки А в точку Я

Еще два сайта, в отношении которых сошлись мнения жюри и публики, - это Map24.com в номинации "Техническое достижение" и чуть ли не порнографический CarStuckGirls.com в "Странностях". Эти проекты как раз можно посмотреть и без хорошего знания английского. Сайт Map24 - это онлайновая карта мира, где можно задать два адреса и получить маршрут от одной точки до другой: по каким трассам ехать и где поворачивать. Заодно можно посмотреть, какова длина пути и сколько времени он займет. Нелишний сайт в контексте грядущего сезона отпусков. Конечно, надежнее всего он работает для европейских дорог. Но может предложить маршрут и по России. Хотя непонятно, насколько можно ему доверять: база данных западного сайта даже из московских улиц знает только основные, а вместо имен некоторых российских городов использует названия их железнодорожных станций.

Подтолкните машину

Тематика сайта CarStuckGirls вполне описывается его названием: девушки в застрявших машинах. В Интернете можно найти извращенцев самых разнообразных форм и расцветок. Вот и аудитории этого сайта доставляет странное удовольствие смотреть на картинках и в видеозаписях, как дамы пытаются вытолкать из грязи свою машину, заодно в этой грязи повалявшись. Впрочем, другие номинанты этой категории были немногим лучше - этим, видимо, и объясняется совпадение мнений академиков и "народа".

Учите английский

Существенная часть награжденных сайтов будет вряд ли интересна даже тем жителям России, которые знают английский, - они посвящены специфическим американским проблемам: религиозным, политическим и т.д. Но есть и универсальные страницы - и даже такие, ради которых стоит выучить английский. Речь не только о безусловно достойных сайтах британской телерадиокомпании "Би-би-си" (жюри выбрало их в "Новостях", "Спорте" и "Образовании"), но и о богатом информацией HistoryChannel.com, где можно, например, выбрать дату и посмотреть, какие значимые события произошли в этот день в истории.

Другой замечательный англоязычный сайт - HowStuffWorks.com. Его название "Как работают вещи" вполне описывает содержание этой научно-популярной энциклопедии: в ее статьях коротко и ясно описаны принципы работы чего угодно - от ядерной бомбы и лазерного меча из "Звездных войн" до диет и подделки банковских купюр. HowStuffWorks оказался народным избранником в номинации "Наука".

Понятно без слов

Наиболее приятны, конечно, те сайты, которые вообще не требуют ни перевода, ни слов. Это музыкальное радио и искусство. В номинации "Радио" жюри выбрало сайт музыкального радио KEXP из Сиэтла. По адресу www.kexp.org можно слушать их передачи через Интернет. Ссылку на вещание ищите под словом LISTEN. А вот "голос народа" в этой номинации получил сайт www.live365.com - каталог онлайновых радиостанций, в котором можно выбрать канал по жанру или по трансляции интересующего вас исполнителя. Здесь не нужно знать вообще никаких слов - достаточно найти маленький желтый кружок с пиктограммой динамика.

Не требует перевода и победитель среди персональных сайтов: RAKU-GAKI.COM художника Нишиды - здесь просто музыка и картинки.

Долететь на Луну

Сетевое искусство представлено и в отдельной номинации. И тут можно было поболеть "за наших": если жюри выбрало монструозный и малопонятный проект www.accessproject.net, то интернетчики проголосовали за работу "Гравитация" Драгана Эспеншида, представленную в онлайновой галерее Оли Лялиной art.teleportacia.org. Публика предпочла простоту: прокручивая страницу "Гравитации", вы как будто запускаете в небо ракету, летите на Луну и поднимаете там флаг. Это отличная иллюстрация понятия "сетевое искусство": простыми техническими средствами, с помощью стандартных программ и картинок неожиданно воплощается какая-то мысль, идея. Ведь стандартные компьютерные интерфейсы со временем становятся самостоятельной культурной сущностью. Например, когда-то курсор мыши изображал руку, которой можно передвигать объекты по экрану компьютера. А теперь стрелка курсора - символ, не требующий пояснений. Поэтому взаимодействие человека и компьютера становится самостоятельной средой, в которой сетевые художники пишут свои "картины".

Драган Эспеншид - соавтор и бывший ученик Оли Лялиной, выпускницы МГУ и организатора фестивалей экспериментального кино "Синефантом". Она - одна из немногих деятелей российского Интернета, добившихся международного признания. Теперь Лялина уже пять лет преподает "коммуникативный дизайн" в Мерц академии в Штутгарде, учит студентов особенностям веб-дизайна, творческим стратегиям, истории медиа-искусства. Ее наиболее популярный интернет-проект - онлайновый комикс "Зомби и Мумия" (www.zombie-and-mummy.org), как раз созданный в соавторстве с Эспеншидом.

Земляки

Еще два победителя близки нам потому, что их большие части - на русском языке. И оба они победили в номинации "Сообщество". Жюри выбрало сайт Wikipedia.org - это открытая многоязычная энциклопедия. В английской ее версии - 267 тысяч статей, но есть и множество статей на других языках. В частности, есть 11 языков, включая польский и эсперанто, на которых собрано более 10 тысяч статей. Русских меньше - "всего" две с половиной тысячи. Но это, если не сравнивать с конкурентами, все равно очень много. Учитывая, что энциклопедию создают добровольцы, бесплатно.

А вот "избиратели" предпочли в номинации "Сообщество" онлайновый клуб LiveJournal.com, о юбилее которого "РГ" уже писала. Россияне составляют четвертую по численности группу среди его пользователей - нас без малого 50 тысяч и обгоняют нас лишь США, Великобритания и Канада. То есть можно предположить, что русский язык там второй по популярности после английского. Так что этот праздник - и на нашей улице.

Интернет