21.05.2004 02:00
Общество

Дружина Надежды

Сегодняшние пионеры не в политику играют, а торгуют на рынке
Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3481)
Читать на сайте RG.RU

Линейка

Утро среды выдалось непогожим. Солнце наотрез отказалось вылезать из мягких серых туч. Только что родившаяся вновь зелень жалобно тянулась вверх, пытаясь разглядеть место пребывания светила.

Ровно в 12.00 вся школа, а это 70 учеников и около десятка учителей, высыпала во двор, где их уже ждали под голубыми елями родители с видеокамерами и разменявшие шестой десяток гипсовые пионеры с шарами, книжками и флагами. По случаю праздника их слегка отреставрировали - выкрасили белой и алой красками. За пару минут школьники в красных галстуках и пилотках построились в линейку, чуть поодаль в линию выстроились восемь новобранцев.

- Пионеры, равняйсь! - командует председатель дружины школы. - Смир-но! - накал нарастает. - Равнение на флаг!

И, старательно печатая шаг, идет на доклад к старшей пионервожатой - Ирине Шуваловой, учительнице русского языка и литературы. Та задает традиционный набор вопросов и получает не менее традиционный ответ хором: "Всегда готов!" Затем Ирина обращается к новобранцам, которым в этот момент на согнутую перед собой руку вешают красные галстуки. Наступает торжественная тишина.

- Я, Виктория Иванова, вступая в ряды пионерской организации кирьяновской школы, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю. Хорошо учиться, быть честным, добрым, справедливым, помогать своим товарищам, выполнять законы пионеров.

Вслед за Викой клятву произносят еще семь человек: пять мальчишек и две девчонки.

- Да вы не смотрите, что я десятиклассница, я ведь никогда до этого в пионерах не была, - рассказывает Виктория Иванова после торжественного мероприятия, разглядывая с интересом треугольник галстука. - Я в этой школе всего полгода учусь. Мы с подружкой Таней Щеголевой, ее вот тоже только приняли, раньше в рыбинскую школу ходили. А сюда нас перед Новым годом в гости привозили с классом. Нам здесь так понравилось, что мы с ней решили продолжить учебу тут. Правда, эта школа оказалась ненамного ближе к дому, чем предыдущая.

Пока я отправилась изучать школьные просторы, а это ни много ни мало несколько га, почти все ученики разошлись играть в "Зарницу". Здесь это традиция - 19 мая не учебный день, а праздник.

Дом священника

Сама пионерская организация в небольшой деревне Кирьяново существует со дня основания школы, с конца 1960-х годов. Несмотря на смену политического курса страны и развал самой Всесоюзной организации, пионерия продолжает здесь свою тихую, скромную жизнь. Да и как жизнь может бурлить, если за деревней Кирьяново начинается непроходимый лес, а в саму деревню можно попасть, только прошагав часа полтора пешком по асфальтовой дороге от пристани на Волге. Через реку Кирьяново "смотрит" на город Мышкин.

- Мы нашей пионерии благодарны, - рассказывает завуч школы Галина Клюкина. - Если бы она не объединила ребят, учителей, родителей, школа бы просто не выжила. Ведь самому деревянному зданию школы уже больше ста лет. Когда-то давно дом принадлежал священнику. Его в 20-е годы прошлого века из дома выселили и расстреляли, а строение отдали под школу. В конце пятидесятых годов село, где стояла школа, вымерло, а чтобы хорошее, тогда еще крепкое здание не пропадало, его разобрали и привезли к нам. С тех пор оно здесь и стоит, причем без капремонта. В какой-то прекрасный момент начала разваливаться сгнившая лестница, потом провалился пол, потекла крыша, а сам дом накренился как Пизанская башня. Департамент образования города Мышкина решил нас закрыть: "Терять, мол, нечего - школа нерентабельная". Учились всего 25 учеников с первого по восьмой класс. Вот тут-то наша сплоченность и вера в пионерию помогла выстоять: если мы закроемся, то пионерии не станет! Да и деревня наша долго не проживет, и так семь домов только осталось.

Школа из мусора

- Школу решили восстановить, - вмешивается в разговор, предлагая попутно провести мини-экскурсию по зданию, директор школы Николай Беляков. - Ой, что тут было. Из заброшенного соседним колхозом здания мы таскали кирпичи, отдирая их из цемента ломом. Ведь нам заводы кирпич предлагали по пять рублей за штуку. Для нас это даже сейчас большие деньги. Доски и шифер с заброшенных домов сдирали, школьники сами выстраивались живой дорожкой передавать материалы, чтобы быстрее было, вдруг бы кто увидел. Брали, в прямом смысле, где что плохо - ничейное - лежит. Ведь все равно бы растащили - а тут на благое дело, на школу.

В итоге школу не закрыли, а открыли, причем сделав ее полноценным средним общеобразовательным учреждением. Само здание выросло на целый полуподвальный этаж, в котором теперь годовые запасы овощей, грибов и прочей провизии хранят.

Музейная жизнь

Еще одна достопримечательность школы - содержимое ее классов: дети учатся за партами, возраст которых перевалил за полтинник. Столы снабжены двумя углублениями для чернильниц, верхняя часть парты откидывается, здесь хранят тетради, учебники, а деревянная лавка, рассчитанная на двух учеников, намертво прикреплена к столу. Каждый класс отапливается печью, а классные доски почему-то все распилены на четыре части.

- Это школе подарок мой друг сделал, - проводя по классам и останавливаясь у одной из досок, продолжает директор. - Он в Москве живет, тоже в школе работает. У них ремонт делали, старые школьные доски выкидывали. А он, молодец, их подобрал, дома распилил на части, чтобы удобнее было перевозить на багажнике легковушки, - и к нам. Мы их склеили, вот теперь у нас и доски хорошие - новые.

Кроме допотопных парт, здания школы и самих ее учеников, играющих не в компьютерные игры, как большинство их городских сверстников, а в "Зарницу" и реже - в городки, внимание привлекают расставленные всюду скульптурки пионеров и большая гипсовая ваза с символами изобилия на боках.

- Мы собирали их из различных пионерских лагерей, которых в этих местах раньше было много, - объясняет один из школьников Николай, замешкавшийся с переодеванием для игры. - Но самая симпатичная статуя пионерки - это купальщица, она раньше на причале берега Волги лежала, смотрела на город Мышкин. А теперь мы ее подняли на нашу смотровую площадку. Лавочки поставили, рядом с ней очень романтично на Мышкин смотреть, его, правда, только по весне хорошо видно, летом все в зелени - даже реку не разглядеть.

В музее школы на видном месте непыльные сочинения Ленина, Сталина. Задвинуты в угол допотопные крестьянские прялки, лучины, секиры, топорики, перед ними более "цивилизованный" стройный ряд утюгов с разинутыми зубастыми пастями, несколько патефонов, грампластинки с голосом Лемешева и Ленина. В красном углу горн и парадный пионерский флаг. На стене висят раритетные "темпы развития колхозного движения с 20-х по 50-е годы Мышкинского района".

Пионерская амуниция переходит из поколения в поколение, надеваясь только по праздникам. Остальное время все это добро бережется у директора, причем и те экземпляры из хлопка, которые дети шили сами, когда в 1996 году стало совсем туго с галстуками.

- Зачем носить их все время? - удивляется девятиклассница и старшина пионерской дружины Надя Пушкова, бережно складывая снятые с ребят галстуки в мешок. - Ведь эти галстуки и пилотки носили наши старшие товарищи, отцы и деды. Мы их бережем, а если раздавать или носить каждый день - не напасешься. А потом, не зря сочинили стишок "Как повяжешь галстук, береги его..."

Самый главный галстук в школе тоже есть, но одевать его никому не дают. Принадлежит он первой пионерке Мышкинского района Надежде Смирновой. В конце девяностых годов она, узнав о существовании в Кирьянове любимой пионерии, подарила ребятам галстук, с которым до этого никогда не расставалась.

Немного странная в школе и пионерская комната - ее роль исполняет кабинет русского языка, в котором кроме правил висит большой герб СССР, правда, немного выцветший. Именно здесь я застала за проверкой домашних заданий Ирину Шувалову, старшую пионервожатую и учительницу русского языка и литературы.

- Мы как-то и не думали от пионерии избавляться, нам это и в голову не приходило, - вспоминает Ирина. - Только символику коммунистическую и ленинскую убрали в начале 90-х. Немного специфику внешкольной деятельности поменяли, теперь кроме "тимуровского движения" и подшефных классов есть современные разделы краеведения и экологии.

Всего в школе учатся 70 человек. Из них примерно две трети - пионеры. Совсем маленьких до третьего класса октябрятами теперь не называют - не модно, но тем не менее готовят в пионеры, рассказывают про организацию и ее традиции. Насильно, конечно, никого в пионеры не загоняют, вот выгонять - выгоняют, но только не из-за возраста. Ученик пионером может стать и в 11-м классе, нужно только законы выучить.

Их, кстати, со времен СССР стало значительно меньше - только три: "Пионер - всегда честный, справедливый, прилежный в учебе и труде, опрятный и аккуратный в одежде", "Пионер - активный борец за добро и справедливость, друг детям всех стран", "Пионер - надежный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести".

- У нас, например, есть шестиклассник Николай, в третьем классе он заявил, что пионером не будет по убеждению, в пятом тоже говорил, - продолжает пионервожатая. - Но не пионеров мы ни на экскурсии школьные, ни в летние путешествия-походы не берем. В этом году сломался. Вот только что приняли его, хоть он уже и семиклассник.

За труды в нелегком звании "пионер" кирьяновским школьникам, как и советским, часто достается путевка в лечебно-оздоровительный лагерь "Орленок" на Черном море.

- В прошлом году наш Семен Сандуняк 50 скворечников сделал для конкурса, а сама школа 2-е место в области заняла, - продолжает Ирина. - Путевку мы тогда получили и Семена отправили. В этом году, правда, менее успешно трудились. Но не все потеряно, окончательные результаты конкурсов станут известны только в конце мая.

Всегда готовы

Тимуровцы - колхозники

Зримые атрибуты летней пионерской деятельности в школе будут выданы еще позднее. Школьники сами выращивают овощи: картошку, капусту, морковь, зелень и многое другое. Излишки продают. Кстати, цены на них, да и вообще в школе, остались явно с прежних времен. Например, школьный обед для ребенка здесь стоит всего два рубля!

- И при этом нельзя сказать, что мы занимаемся благотворительностью, - рассказывает замдиректора по внеклассной работе Мария Белякова. - Ведь в месяц набегают все сорок рублей за еду, а для наших жителей это уже большие деньги, ведь родители многих детей у нас только на пенсию живут или пособия. Есть, конечно, и обеспеченные, нам они материально помогают. Но вот компьютеры мы сами купили, на деньги от овощей.

- Минувшим летом мы вырастили 3 тонны капусты. Наши дети, даже если пичкать ею и на завтрак, не съедят столько, вот мы часть и продали в Мышкине на рынке. На заработанные деньги технику купили. А до этого в путешествие в Москву ездили. Остальные запасы в подвале, который сами выстроили, держим. Он у нас из кабинета математики идет. Живность пока не выкармливаем - негде. Есть, конечно, мечта курятник и коз завести - но хлопотно это. Их же кормить нужно, ухаживать, большие деньги первоначально вкладывать, а у нас их просто нет. Вот пока без этого добра и живем!

Образование Ярославская область Центральная Россия