На пороге ярославской Вальдорфской школы, где несут трудовую повинность немцы Ваня и Саша, корреспондент "Российской газеты" оказалась аккурат в день рождения Ивана. Майская погода преподнесла имениннику своеобразный сюрприз – дождь на весь день. Виновник торжества сидел в школе и принимал поздравления от детей и взрослых.
Вообще же в эти дни парни заняты на сугубо "интеллектуальной" работе: раскалывают совковыми лопатами цементную детскую площадку и выносят мусор с территории.
Скажем прямо, при таких условиях, что предлагаются альтернативщикам в Германии, и в нашей стране желающих перековать мечи на орала нашлось бы хоть отбавляй. Всего год службы, возможность другие страны посмотреть и себя показать, всеобщий почет и уважение – нашим призывникам о таком остается только мечтать. Кстати, в Германии не надо даже доказывать призывной комиссии свои религиозные убеждения или сексуальную ориентацию многочисленными справками. Чтобы попасть в ряды пацифистов, достаточно лишь сказать, что не хочешь никого убивать. Так в Германии поступает подавляющее большинство молодых людей призывного возраста.
Правда, и меняют оружие на метлы и лопаты немцы по идейным убеждениям, а не дабы от армии откосить:
– Помогая людям, набираешься большого жизненного опыта! У нас даже в ряд вузов нельзя поступить, если ты не работал предварительно социальным работником, – поясняет мне именинник. – И девушки идут на альтернативную службу – это престижно. В армию же в общей сложности отправляются процентов тридцать призывников. Так на них же еще люди косо смотрят. У нас в классе, где я учился, только один парень хотел служить в армии. Так на него не только одноклассники, но и учителя с удивлением и некоторым презрением смотрели…
К своим обязанностям альтернативщики относятся с немецкой педантичностью. Заснула в немецком доме престарелых бабушка в инвалидном кресле где-нибудь в саду – "миротворец" мимо не пройдет, о старушке позаботится. Огородит подступы к ней упреждающими случайного путника табличками с просьбой соблюдать тишину. От наших пацифистов такого вряд ли дождешься.
Один год службы, возможность другие страны посмотреть, уважение - нашим призывникам такое и не снилось.
Альтернативная служба в Германии предполагает возможность ее несения в любом уголке мира. В том числе и в России. В Ярославле немецкие альтернативщики впервые появились лет двадцать назад: они тогда помогали восстанавливать первый в обновленной России женский монастырь в Толге. Проект, по которому немцы приезжают возделывать местную Вальдорфскую школу, существует с конца девяностых годов, и за это время здесь все успели к ним привыкнуть. Немцы меняются, но качество их работы стабильно восхищает преподавателей. Кое-кто из немецких пацифистов даже собирал по своим знакомым и родственникам деньги на приобретение для школы инструмента и стройматериала. Именно таким образом появились здесь и осветительные приборы для школьного театра.
Волею судеб оба немца оказались в Ярославле чуть ли не одновременно – осенью прошлого года.
Иван Молнар – немец со славянскими корнями. Родился в Братиславе, бабушка и дед долгое время жили на Украине. В Германию семья переехала, когда мама нашла перспективную работу в театре. Мама же приучила Ваню к самостоятельной жизни – часто оставляла сына за хозяина. Поэтому приготовить еду, постирать белье для парня не проблема. И русская речь у Ивана на слуху с младых ногтей: с "Теремка" и сказок Пушкина. Общение в России с первых же дней для него трудностей не представляло.
А вот некоторые сугубо российские детали быта вгоняют немецкого пацифиста в ступор:
– Никак не могу понять, зачем у вас воду горячую летом обязательно на месяц отключают?! Это как наказание горожанам за какие-то непонятные грехи. И, главное, вы уже настолько привыкли к этому, что никто даже не пробует с этим бороться. По-моему, такая традиция существует только в России.
Столь же непритязательно к российской действительности относится и Саша Вихиховский, второй немец. Говорит, что в Россию поехал из благих побуждений, так как знал, что здесь его помощь более необходима. Сразу по приезде – хоть и общался он тогда на русском языке с трудом – начал самостоятельно себе нагрузку увеличивать. Направленный поначалу в ярославский детский дом, спустя пару недель он, посчитав, что работы для него недостаточно, параллельно стал трудиться еще в Вальдорфской школе.
Сейчас он через знакомых узнает адреса одиноких пенсионеров – кому в квартире прибраться поможет, кому в магазин сходить, кому окно покрасить. А еще – для души – ходит в педагогический университет общаться с «немецкоязычными» студентами. Ко взаимной пользе: на русском он стал говорить практически свободно.
Работают парни с девяти до пяти, кроме выходных дней. Говорят, что готовы при необходимости трудиться даже в праздники – лишь бы было что делать. Работают парни все больше по хозяйству: где порядок в саду наведут, где видавшую виды мебель подправят. Отношение россиян к сломанным стульям и партам весьма удивляет немцев:
– У нас бы их уже давно выкинули, – говорит Иван. – Но я привык, что в России не выкидывают ничего – нет денег на новые.
Как и полагается на альтернативной службе, за свою работу парни ничего не получают. Хотя государство все же высылает им вспомоществование – сто пятьдесят евро. Чего, учитывая плату за квартиру, явно не хватает. Выручает небольшая материальная помощь от родителей и собственная экономность.
Вообще в России ребятам нравится. Пообжившись в Ярославле, Иван и вовсе не хочет в Германию возвращаться. Говорит, здесь ему люди больше нравятся – более открытые и гостеприимные, чем немцы. В будущем он собирается устроиться на работу в немецкое посольство – не дипломатом, конечно, а просто клерком. Или в туристическую фирму. Уже и родителей о своем историческом решении в известность поставил.
…А пока немецкие пацифисты могут оказаться единственными альтернативщиками в Ярославле: отечественные "голуби мира" что-то не торопятся шваброй и тряпкой спасать мир.