08.06.2004 04:00
Экономика

Колеса диктуют вагонные

Плацкартные места остаются вне конкуренции. Пока
Текст:  Павел Нефедьев (Дальний Восток)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (3496)
Читать на сайте RG.RU

Нынешняя отпускная кампания проходит в условиях реформирования пассажирской службы. Надеюсь, эти реформы не за счет пассажиров?

— Реализация концепции реформирования пассажирских перевозок в дальнем следовании ни в коем случае не должна привести к ухудшению обслуживания пассажиров. Надеемся, что создание Федеральной пассажирской дирекции послужит координации железнодорожных перевозок и транспортной доступности. Ведь в дирекцию войдут 60 дорожных и региональных дирекций, 51 вагонное депо. С такой «компанией» значительно легче будет решать вопросы, к примеру, комплексного  обслуживания.

Понадобилось, скажем, приморчанину из Владивостока попасть в Париж. Он на вокзале в своем городе заказывает железнодорожный билет до Москвы, авиационный — до Парижа, бронирует места в гостиницах в обеих столицах, оплачивает наем автомобилей и другие услуги. В кассе его заказ обрабатывают и выдают все необходимые билеты и документы. И человек спокойно отправляется в путь. А каждый из операторов его путешествия заботится о том, чтобы все прошло без сбоя.
Вообще основной принцип новаций на железной дороге: «Не навреди!». Президентом ОАО «РЖД» Г.М. Фадеевым поставлена задача: ни на йоту не отступить с достигнутых позиций в вопросах безопасности, комфортабельности, стоимостной политики. Если перспективы будут хуже, нам нечего на работу ходить.

— Планируете ли обновлять пассажирский вагонный парк?

— В этом году дорога получает 13 новых вагонов для поездов дальнего следования. В прошлом году их было десять. Эти вагоны предназначены для рядовых пассажиров, ограниченных в средствах. С 2004 года все выпускаемые новые пассажирские вагоны оборудуются отечественными установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами.

В поездах курсируют купейные вагоны с устройством для посадки инвалидов-колясочников с низких платформ, со специальными купе, туалетами, душевыми кабинами. В нынешнем году на дороге вводятся 57 вагонов повышенной комфортности — они будут курсировать в наших поезда по два вагона на состав фирменного поезда.

В текущем году начнется эксплуатация вагона-трансформера, принципиально отличающегося по внутренней конструкции от всех существующих пассажирских вагонов, с возможностью трансформации купе из шести мест для сидения в купейный вагон и вагон СВ. Подобные вагоны превосходят по ряду показателей лучшие мировые образцы.

В 2004 году планируется экспериментальная поставка и вагонов класса «люкс». В вагоне четыре двухместных купе. Эти вагоны имеют бар, санитарно-гигиенические комнаты с экологически чистыми туалетами и душем, имеющим пол с подогревом. Вагоны оборудованы микроволновыми печами, холодильниками, телевизорами, аудио- и видеосистемами. Но такие вагоны не определяют политику перевозок по железной дороге.

Ориентироваться надо на массового потребителя. Поэтому мы пока будем эксплуатировать привычные купейные и плацкартные вагоны. В зимний период времени ДВЖД использует для перевозки пассажиров в поездах дальнего следования 500-600 вагонов ежедневно. Летом потребуется, по нашим подсчетам, вдвое больше. В июне будут готовы 1187 вагонов. Увеличится их число в составе поездов. Например, в поезде Хабаровск — Москва № 43 зимой было 7-8 вагонов, летом будет не меньше 20. Та же тенденция на других поездах. Дополнительно набираем на лето 850 проводников из числа студентов.

Планируется ли на лето введение дополнительных маршрутов по наиболее популярным направлениям, к примеру, на запад и в южные регионы Приморья?

— Дальневосточники до столицы традиционно поедут специально вводимым на лето поездом Владивосток — Москва. На этот период вводится, наряду с поездом № 3/4, дополнительный ежедневный поезд Хабаровск — Тихоокеанская. Этот поезд обыкновенный, не фирменный, а потому билеты на него пользуется большим спросом. Для отдыхающих на нашем юге будет курсировать еще один ежедневный ускоренный поезд Хабаровск — Владивосток № 509/510. Причем он отправляться будет из Хабаровска утром. Пассажиры вправе выбирать, когда им ехать к морю — утром или вечером.

В прошлом году впервые запустили прямой вагон от Хабаровска до Адлера. Он отправлялся два раза в месяц. Но маркетинговые исследования показали, что этого мало. В этом году мы уже формируем в этом направлении два вагона еженедельно. Билеты в этот вагон будут продаваться только для пассажиров, едущих до Черноморского побережья. С 28 августа будем перевозить пассажиров по Якутской железной дороге от новой станции Томмот до Хабаровска и до Москвы без пересадок.

С Сахалина через паром будем возить островитян прямыми вагонами как в центральные регионы, так и в Приморье.

— Уже сложилось устойчивое понятие, что пассажирские перевозки убыточны во всем мире. В чем причины их убыточности?

— Причин не так уж много. Первая — согласно законодательству Российской Федерации более 70 миллионов граждан имеют право на льготный проезд железнодорожным транспортом. Почти каждый пятый пассажир едет бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой. Но эти льготы — без определения механизма взимания расходов из федерального бюджета перевозчику. Убытки от пассажирских перевозок в дальнем следовании за первые пять месяцев работы составили 17 миллиардов рублей.

Кстати, никаких изменений в этом году не предполагается. Возить всех, в том числе и военнослужащих, будем по льготному тарифу. Никаких ограничений по принятию воинских требований не будет. Вторая. Тариф на перевозку пассажиров ниже себестоимости в общих вагонах на 85 процентов, в плацкартных вагонах на 46,8 процента (социальные тарифы), в купейных вагонах на 7 процентов и только вагоны СВ рентабельны на 41 процент.

Но в СВ мы можем перевезти не больше 15 процентов пассажиров. Ожидать, что завтра перевозки в одночасье станут прибыльными, не приходится. Для обеспечения рентабельности пригородных пассажирских перевозок при сохранении нынешнего уровня компенсации убытков субъектами Российской Федерации пришлось бы увеличить тариф в среднем по сети в четыре раза, а на ряде дорог от 16 до 20 раз. Этого никто не допустит.

Решать проблему убыточности пассажирских перевозок необходимо не за счет пассажира, не путем увеличения стоимости билетов, а через создание компаний с участием в них администраций субъектов Российской Федерации и представителей бизнеса. Убытки в год составляют примерно 30 миллиардов рублей. Хорошо бы договориться и поделить эти убытки пополам. Половину покрывает железная дорога, половину — региональные администрации. Одновременно следует обеспечить минимизацию расходов, заинтересованность в повышении доходов, снижении влияния территориальной удаленности компаний, проведение более гибкой расходной политики пассажирского комплекса российских железных дорог. Создание дочерней компании будет рассматриваться только после создания условий безубыточной работы.

— Правда, что наиболее проблемным элементом в сотрудничестве ОАО «РЖД» и региональных органов власти остается вопрос о поддержке и развитии пригородных перевозок?

— Да. Хотя мы и стараемся на своем уровне решать эти проблемы. Вводим на лето дополнительные электропоезда, улучшаем их комфортабельность. К примеру, восстановили скоростной маршрут Хабаровск — Биробиджан, во Владивостоке пустили новый электропоезд «Приморочка». Кстати, по комфортабельности он будет повыше западных образцов. Но пригород по-прежнему нерентабелен.

Основной целью второго этапа реформирования железнодорожного транспорта является трансформация пригородных служб и дирекций, находящихся в составе железных дорог и отделений дорог, в пригородные холдинговые и региональные акционерные компании (перевозчики) с участием региональных и муниципальных органов власти: предусматривается участие частных перевозчиков и привлечение сторонних инвестиций.

По договору субъекты Российской Федерации выступают как заказчики пригородных перевозок, а пригородная компания или дирекция по обслуживанию пассажиров и железная дорога — как исполнитель заказа. Только после этого можно будет ожидать развитие пригородного пассажирского комплекса на безубыточной основе.

— Возрастут ли цены на железнодорожные билеты?

— Продекларировано, что рост инфляции у нас 12 процентов, на такую величину изменится и цена билетов. Традиционно будет и сезонное повышение стоимости. Билет до Москвы или до Анапы за семь суток пути будет стоить: в спальном вагоне (плацкарта) около двух тысяч рублей, в четырехместном купе — 4300-4400 рублей, в СВ — свыше 14 тысяч рублей.

— Наши читатели жалуются на дополнительное страхование при покупке билета. Это обязательно?

— Обязательное страхование на сумму в десять тысяч рублей включено в стоимость билета. Дополнительно предлагаемое кассирами страхование является добровольным. И если будут кем-то из кассиров чиниться препятствия в приобретении билета без покупки страхового полиса ДальЖасо и нам об этом скажут, это будет последним днем его работы в должности. Это я обещаю.

Железные дороги ДФО