02.07.2004 02:00
Digital

Вредные советы для интернетчиков

Каждому пользователю Интернета нужно знать лучшие способы испортить настроение окружающим
Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3516)
Читать на сайте RG.RU

А между тем время на пустую болтовню по почте и "аське" теряется, да еще как. Различные западные исследователи регулярно изучают этот вопрос. Полученные результаты впечатляют: в Великобритании 65% служащих используют компьютерную связь для личного общения в рабочее время. А американцы подсчитали, что на это уходит почти 4 часа в неделю. Неудивительно, что многие работодатели просто не дают сотрудникам возможность использовать ICQ, специально отключая программу. Правда, при этом они забывают, что упомянутые исследования, как правило, проводят те самые фирмы, которые продают программы для ограничения свободы сотрудников в Интернете - и они заинтересованы пуще напугать работодателей, чтобы побольше продать своих программ. А если исследователи ничего не хотят продать, то выясняется, что интернетизированные сотрудники с лихвой компенсируют потерянное рабочее время, решая какие-то служебные вопросы из дому: на это уходит без малого 6 часов в неделю. Так что если кто и теряет время, так это сами сотрудники.

Сколько драгоценного времени уходит на чистку спама, загрузку неинтересной рекламы, ожидание соединения и пересылки. Но это понятное зло, и ясно, как с ним бороться: поставить программу для защиты от спама или поменять сервер электронной почты, установить "баннерорезку", улучшить канал связи. Но есть еще и другие "враги": пустые сообщения ("Привет!" - "Привет" - "Можно задать тебе вопрос?"), дурацкие рассылки ("Смотри, какая прикольная картинка"), пересылка по цепочке, невежливые и неприятные собеседники, вал поздравительных открыток от не-пойми-кого перед каждыми праздниками. И уж тут сложно что-то сделать. Разве что самому быть безупречным и не отнимать у других людей время попусту.

Десять лет назад Евгений Пескин опубликовал ответы "почтальона Печкина" на вопросы пользователей Интернета. Электронный Печкин оказался крупным авторитетом в области манер и правил поведения, он давал такие издевательские рекомендации по работе в компьютерной сети, из которых было понятно как не надо делать. Например...

Какого тона я должен придерживаться в своих статьях?

Как можно более хамского, кретин. Если Вы не будете пользоваться матерщиной и заполнять свои статьи клеветой и оскорблениями по отношению к другим людям, то не будете особенно выдаваться из общей массы и можете не получить ответа. Чем кошмарней и отвратительней выглядит статья, тем вероятней, что Вы сумеете начать ее обсуждение. Я снова повторю - у нас тут Сеть, а она существует для того, чтобы Вам досталось то внимание, которого Вы, безусловно, заслуживаете.

Другие советы Печкина по адресу: public-library.narod.ru/pechkin.html

Евгений Пескин знал, что посоветовать. У него большой опыт: в тот момент Евгений был координатором сети Usenet/Relcom - главного способа общения в Интернете в 1994 году. Можно даже сказать, что координатором всего русского Интернета, потому что веб тогда еще под стол пешком ходил и никаких "интернет-страничек" еще не было. Были тематические группы - туда можно было писать сообщения (статьи) и читать там ответы других людей. Для этого были специальные серверы и специальные программы - внешне все выглядело как электронная почта. Только вот в отличие от личных писем распределенная компьютерная система разносила эти статьи на каждый сервер системы во всем мире. Кстати, Usenet вполне "жив" и теперь: попробуйте, например, набрать в броузере адрес news.vsu.ru

Годы шли, программы обновлялись. Но люди неизменны. Советы почтальона Печкина все еще актуальны для интернет-форумов, списков рассылки и прочих мест, где люди пишут друг другу в Интернете. Ничто там не устарело. Наоборот, если что и нужно, так дополнить их. Вот что почтальон Печкин мог бы посоветовать теперь:

Мне прислали смешную картинку. Как вы думаете, надо ли мне послать ее всем своим друзьям, чтобы порадовались?

Непременно! Но не нужно ограничиваться только друзьями! Смех продлевает жизнь! Пошлите картинку всем своим друзьям, всем знакомым, коллегам и вообще всем, чьи адреса только есть в Вашей записной книжке. Если им это и не покажется смешным - ничего страшного, зануд надо исправлять. И если они уже знают эту шутку, то если напомнить ее - это улушит их настроение. Было бы здорово, если бы все только и делали, что пересылали друг другу анекдоты, смешные картинки, прикольные видеоролики и открытки! Каждый должен переслать все, что увидит хорошего, всем знакомым. Тогда Интернет будет наполнен сплошным смехом, и это будет так прикольно!

Когда я хочу спросить что-то по "аське", нужно ли сначала поздороваться?

Мы ведь вежливые люди. Если сразу лезть со своими проблемами, не написав сначала "Привет", то собеседник подумает, что Вы - некультурная свинья, и будет вправе вовсе с Вами не разговаривать, никогда. А так - у него заморгает картинка полученного сообщения, он откроет - и прочитает "Добрый день!". Ему будет приятно. Надо ли говорить о том, что необходимо и попрощаться отдельным сообщением? А перед тем как спросить что-то, советую послать что-то вроде "Можно задать вопрос?" или "Не мог бы ты мне помочь"? Нет ничего хуже, чем грубияны, которые разом пишут "Привет. Не подскажешь телефон Миши?" - что им, сообщений жалко?

Правильно ли, что в Интернете я со всеми "на ты"?

Какие могут быть сомнения? Интернет - среда будущего, где все друг другу братья. Будьте проще, и люди к вам потянутся. Когда пишешь собеседнику "ты", ты устанавливаешь с ним более тесный контакт; и тебе комфортнее, и ему. Кроме того, кто знает, с кем говоришь? Если человек не знакомый - так и нечего стелиться! Очень может быть, что он подлец и вовсе не достоин уважения, нечего ему выкать!

ПОЧЕМУ МНЕ ГОВОРЯТ, ЧТО Я ОРУ ?

Эти люди зажаты, закомплексованы и не позволяют себе самовыражаться. Если эмоции хлещут через край - нужно это показать, написав КРУПНО. Электронные средства общения скупы - нужно использовать их возможности по максимуму. Кстати, не упускайте возможности раскрасить свой текст, сделать его пожирнее.

Мне прислали сообщение - маленькой девочке срочно нужна операция, но не хватает денег. Как быть?

Не вздумайте послать денег. Будет гораздо полезнее, если переслать просьбу о помощи всем знакомым. Разве может сравниться та небольшая сумма, которой Вы можете помочь, с совместными усилиями всех тех, кому Вы перешлете письмо?

Мне сообщили, что надежный источник в спецслужбах предупредил о возможности терактов в выходные. Это может быть правдой?

Разумеется. Вы разве не знаете, что западные разведки давно уже отказались от агентуры и собирают все информацию из открытых источников? Нет ничего надежнее, чем сведения из Интернета! В конце концов, это Всемирная информационная сеть, ей ли не знать. Примите все меры безопасности! И надо ли напоминать, что нужно предупредить всех знакомых.

Я завел домашнюю страничку, что туда сложить?

Сайт должен быть полезен. Для начала пройдитесь по любимым сайтам и скопируйте оттуда все, что понравится: рассказы, картинки, анекдоты, полезные советы. Кстати, там же можно позаимствовать и дизайн для своих страниц. Не забудьте убрать все подписи и "копирайты". Все знают - в Интернете все общее, а вместо копирайта - копилефт. Но не забудьте указать свои авторские права на всех страницах своего сайта. Это же Ваш сайт! Посетитель должен понимать, куда попал. И создание коллекции - это тоже работа, нужно обозначить свое авторство.

Как получше поздравить друзей с Новым годом?

У Вас же есть Интернет! Это самый удобный способ поздравить с праздником. Раньше, в доисторическую эпоху, нужно было мучаться, звонить, писать открытки, придумывать подарки. Теперь - да здравствует прогресс - можно просто написать по электронной почте! Это быстрее, и поэтому можно поздравить гораздо больше людей! Пошлите открыточку всем, всем! Новый год - общий праздник. А если вы работаете с клиентами, то не забудьте о них: красная дата календаря - хороший повод напомнить о себе. Главное - внимание клиенту. И как обычно, нужно вложить в письмо картинку поярче. Ну, найдете в Интернете что-нибудь понравившееся.

В следующий раз перед тем как нажать кнопку "послать", остановитесь и задайте себе вопрос: а не следую ли я советам почтальона Печкина? Будет ли мой адресат рад получить это сообщение? Не трачу ли я зря его и свое время? И только тогда, когда в Интернете все будут думать головой и действовать ответственно, мусора станет меньше, а пользы - больше.

Кстати

Пересылка писем по цепочке появилась задолго до Интернета. Помните "письма счастья"? Этот феномен стал темой многих серьезных исследований и посвященных борьбе с "цепочными письмами" сайтов. Там, в частности, утверждается, что первое известное письмо ходило в США в 1888 году, в нем предлагали послать 10 центов на образование бедняков и переслать просьбу четырем другим адресатам. Помимо "счастья" и благотворительности цепочные письма говорили о: благочестии, обогащении, обмене открытками, сборе подписей. И еще ходили пародии на "письма счастья". И наивная публика тоже честно их переписывала и пересылала.

Интернет