Для автозаправок сейчас золотое время. Разница между оптовыми и розничными ценами достигает 30 процентов. Такая рентабельность для заправочного бизнеса считается сверхприбылью. За последние пять месяцев 2004 года в карманах владельцев заправок (в основном это крупные нефтяные компании) в одной только Москве осело дополнительно около 60 миллионов долларов.
Стоимость одной АЗС составляет от 250 тысяч долларов до 1 миллиона долларов. Окупиться заправка может довольно быстро. При среднем объеме продаж 10 тонн нефтепродуктов в сутки годовая выручка может достигать 30 миллионов рублей. Средняя разница между оптовой и розничной ценой светлых нефтепродуктов составляет 15-20 процентов. Однако реальный доход составляет только 2-3 процента от выручки. Между тем зайти на этот рынок довольно сложно, так как он уже давно поделен между крупными и мелкими компаниями, а наиболее прибыльные места давно заняты.
Только в одной Москве ежегодно продается и покупается более 9 миллионов тонн светлых нефтепродуктов на сумму более 2 миллиардов долларов. Это самый развитый бензиновый рынок в стране. Его доля в России составляет около 18 процентов. В Москве и Московской области находится около 700 автозаправочных станций и комплексов. На московском же рынке реализуется почти 100 процентов высокооктанового бензина Аи-95 и Аи-98, который производится в России.
Однако сейчас в России наблюдается перепроизводство нефтепродуктов, из-за чего его оптовая цена за последние месяцы значительно снизилась. За два последних месяца розничный оборот нефтепродуктов в Москве составил более 300 млн. долларов. Поскольку разница между оптовой и розничной ценой составила около 30 процентов, следовательно, около 80 млн. долларов осело в карманах заправщиков. При нормальной ситуации, когда тонна нефтепродуктов на оптовом рынке стоит около 200 долларов, двухмесячная разница, остающаяся у АЗС, составляет 30 миллионов долларов. Таким образом, сверхприбыль московских АЗС за один летний месяц составила около 80 миллионов, или 114 тысяч долларов в расчете на одну заправку.
Россия производит самый дешевый в Европе бензин, а потому импортировать его не выгодно. По словам директора департамента по связям с общественностью, маркетинга и работе с корпоративными клиентами компании "Бритиш Петролеум" Бориса Суховерова, импортировать бензин не выгодно по экономическим соображениям - там дорогой бензин и везти его сюда дорого. "Хотя одно время мы продавали финское дизельное топливо, но это было давно", - говорит Суховеров.
Качество бензина в идеале не должно зависеть от того, на АЗС какой нефтяной компании он продается. На все нефтепродукты существуют ГОСТы, которых придерживаются все российские НПЗ.
Разница в качестве бензина напрямую зависит от честности хозяев заправок. Если они разбавляют высокооктановый бензин дизельным топливом, то качество смеси соответственно падает. Чтобы прекратить подобное безобразие, компании еще летом прошлого года начали добавлять в бензин специальные красители. Бензин А-76 окрашивается в красный цвет, Аи-92 - в синий.
Однако не все заправочные станции, работающие под флагом той или иной нефтяной компании, являются ее собственностью. Часть АЗС принадлежит так называемым "джабберам" - частным владельцам, работающим с нефтяными компаниями по системе франчайзинга.
Однако за работой АЗС следит компания, которая время от времени проводит контроль качества топлива. По словам начальника отдела трейнинга джабберов одной нефтяной компании, у них есть горячая линия, по которой автолюбитель может позвонить и пожаловаться на работу той или иной АЗС или на качество бензина. После звонка туда выезжает группа специалистов, которые должны будут выяснить причины недовольства покупателя. Последствия таких проверок могут быть разными. Год назад был случай, когда автолюбителю на заправке залили очень некачественный бензин, отчего двигатель его машины заглох. Будучи в расстроенных чувствах, он сообщил по "горячей линии" об этом инциденте. А через неделю, проезжая мимо той же самой заправки, заметил, что на ней больше нет вывески известной компании.