13.07.2004 04:00
Digital

Интернет-экономики в России пока нет

Почему России никак не удается преодолеть отставание в развитии бизнеса по Интернету
Текст:  Владимир Баршев
Российская Бизнес-газета - : №0 (467)
Читать на сайте RG.RU

Интересно, что на заседании были обнародованы рейтинговые оценки Международного союза электросвязи, который определяет уровень интернет-технологий в странах СНГ. Выяснилось, что из государств, присутствовавших на форуме, только Россия имеет индекс "высокий уровень доступа к ИТ", у остальных стран он "средний" или "низкий".

Но лидеры мы лишь среди собратьев по СНГ. Судя по другим, более широким международным рейтингам, Россия не поднимается, а, как это ни прискорбно, сдает свои позиции в области информатизации. Еще в мае британский журнал The Economist опубликовал рейтинг Economist Intelligence Unit (EIU) готовности стран к использованию интернет-технологий для развития экономики. По сравнению с прошлым годом, Россия опустилась в нем на семь ступеней вниз и оказалась на 55-м месте. Напомним, что в 2003 году в том же рейтинге мы поднялись очень высоко и, казалось, будем подниматься дальше. И вот такой срыв.

Для начала разберемся, кто и как нас "рейтинговал". Рейтинг EIU готовности стран к использованию интернет-технологий для развития экономики разрабатывается ежегодно совместно с Институтом бизнеса IBM. Каждая из стран оценивается по 100 показателям, которые делятся на шесть категорий. В первую очередь оценивается распространенность ИТ-технологий, затем - степень использования ИТ в бизнесе, третий ракурс - распространенность интернет-услуг. По всем трем пунктам Россия конкуренции не выдержала.

По мнению руководителя департамента информационных технологий минэкономразвития Церена Церенова, наше падение в рейтинге не в последнюю очередь связано с тем, что в прошлом году не оценивались страны Балтии. Ныне они в табель о рангах включены и, получив более высокие оценки, потеснили Россию. Но надо учитывать, что их территория и численность населения не сравнимы с российскими, а потому проблем с распространенностью ИТ у них нет. То есть в определенном смысле им было легче.

14 процентов пользователей Интернета для страны с экономическим потенциалом России - это очень мало. А для того чтобы интернет-экономика заработала, нужно пересечь барьер в 20 процентов.

С другой стороны, утверждает Церенов, мы сами виноваты. Ведь рейтинг строится не по количеству компьютеров, а по количеству услуг, которые государство оказывает в режиме он-лайн, по качеству использования интернет-технологий бизнесом и гражданами. В прошлом году мы взлетели, потому что только развертывали программу "Электронная Россия", считает руководитель департамента. Но вот уже второй год она финансируется по остаточному принципу: например, в нынешнем году выделено 1,4 миллиарда рублей вместо запланированных 6 миллиардов.

А вот мнение Андрея Короткова, в недавнем прошлом первого заместителя министра связи:

- Я не думаю, что специалисты, которые выводят такого рода рейтинги, ориентируются на публикации в прессе, - говорит он. Принятие той или иной программы - это наше внутреннее дело. Эксперты же изучают более объективные показатели - такие, как совершение сделок в электронной форме между государственными органами, бизнесом и гражданами, количество абонентов, которые используют интернет-инструменты для оплаты услуг и товаров. Мы серьезно недорабатываем в этих разделах. Еще одним минус-фактором я, как человек, который занимается сегодня банковской сферой, назвал бы слабое развитие современной банковской системы платежей. У большинства граждан должен быть счет в банке, электронный доступ к этому счету, возможность совершения платежей или транзакций в электронном виде. Вот тогда по-настоящему заработает электронная торговля, интернет-экономика. Без решения этих трех задач надеяться на улучшение наших позиций не приходится. Сейчас даже бизнес не использует все возможности ИТ. Неготовность России к использованию интернет-технологий прежде всего характеризуют два ключевых фактора: неполнота законодательной базы и слабость телекоммуникационной инфраструктуры, считает Коротков.

С ним солидарны и в минэкономразвития: 14 процентов пользователей Интернета для страны с экономическим потенциалом России - это очень мало. А для того чтобы интернет-экономика заработала, нужно пересечь барьер в 20 процентов. У нас до сих пор отсутствует несколько ключевых законов, например, об электронной торговле, об электронном документе, который уравнял бы в правах документы в электронном и бумажном виде. А также подзаконные акты о Федеральном удостоверяющем центре, которые так и не были согласованы между минэкономразвития, минсвязи и ФСБ за последние полтора года.

Кроме того, как утверждают эксперты EIU, один из факторов, тормозящих развитие ИТ в России, - высокая стоимость доступа в Интернет. Но это очевидные и взаимосвязанные вещи, считает Андрей Коротков. Чем больше доступ, тем ниже цена. Мобильная связь пять лет назад тоже была чудовищно дорогой, но создание разумных условий для развития этого сектора снизило цену вхождения, и сегодня мы наблюдаем бум на рынке мобильных телефонов. К сожалению, ничего похожего с Интернетом не произошло. Помимо всего прочего, для развития электронной экономики, для продвижения России к информационному обществу изначально необходима продуманная концепция. В прошлом году, напоминает Коротков, было два проекта такой концепции - минсвязи РФ и минэкономразвития России. Но ни одна из них принята так и не была.

Не самая для нас благоприятная характеристика, считают эксперты The Economist, - громадный отрыв Москвы и Санкт-Петербурга от других городов по основным социальным и экономическим показателям. Правда, они не учитывают, что, помимо двух столиц, есть города, в которых электронная коммерция развивается очень успешно. Например, Новосибирск: очень продвинутый город, возможно, даже более продвинутый, чем Москва. Есть ряд других городов, например, Челябинск, Ярославль и даже целые регионы - Татарстан, Чувашия. Другое дело, что это отдельные точки развития. Так что, несмотря на то, что вроде бы сеть всемирная, на территории России она получается локальной.

Что же касается скандинавских стран, которые подвинули даже США на шестое место, то у них исторически очень хорошо развиты информационные технологии и в предыдущие годы был предпринят целый ряд важных и успешных шагов на государственном уровне. Например, в Швеции в свое время был принят закон - компьютеры и оргтехника амортизируются по ускоренной схеме. После этого предприятиям разрешили передавать эту технику бесплатно своим сотрудникам. В итоге за очень короткий срок граждане по предельно низким ценам или бесплатно обзавелись личными компьютерами. А когда дома появляется компьютер, возникает возможность и желание подключиться к Сети. Для подобной программы в России сейчас крайне удобный момент: идет массовое переоснащение технопарка бизнесом и госучреждениями, и можно было бы передать не выработавшую свой ресурс компьютерную технику очень многим людям. Что резко увеличило бы объемы информатизации, втянуло бы в интернет-бизнес миллионы граждан.

Интернет