13.07.2004 03:00
Авто

"Автогражданка" защитит пешеходов

В июле начались компенсационные выплаты за дорожные происшествия
Текст:  Елена Лбова (Южно-Сахалинск)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (3525)
Читать на сайте RG.RU

До этого Россия была одной из четырех стран мира, где не действовала обязательная «автогражданка».

По мнению разработчиков, ОСАГО должен заставить участников дорожного движения стать более ответственными на дороге, что позволит значительно снизить процент дорожных аварий и защитить людей - не только тех, кто находится за рулем, но и тех, кто просто переходит через дорогу или едет в автомобиле как пассажир.

Общее число погибших в ДТП за последние десять лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

За год работы закона в России участниками дорожного движения было заявлено около 274 тысяч страховых случаев, страховые выплаты получили около 22 миллионов человек.

С 1 июля 2004 года по закону начнутся компенсационные выплаты. От страховых они отличаются тем, что эти средства РСА как финансовый гарант будет выплачивать потерпевшим в случаях, когда виновник ДТП скрылся с места аварии либо у него нет страхового полиса.
Кроме того, началось перезаключение договоров автогражданской ответственности на второй срок.

Согласно закону об «автогражданке», вступает в действие механизм защиты пострадавших в ДТП пешеходов.

Потерпевший пешеход имеет право обратиться в любую страховую компанию, имеющую лицензию на осуществление обязательного автострахования, и подать туда соответствующие документы. После этого принимается решение о компенсационной выплате. Средства будут переводиться на банковский счет пострадавшего,  который он укажет в заявлении. Суммы компенсационных выплат пострадавшему пешеходу такие же, как и для участников дорожного движения: 160 тысяч рублей — если это один пострадавший, 240 тысяч рублей — если пострадавших несколько (размер выплаты будет распределяться в зависимости от степени тяжести травм). Компания обязана выплатить компенсацию в течение 15 дней со дня подачи документов.

Кстати, уже выплачено по урегулированным страховым случаям 3,8 миллиарда рублей.

Некоторые инспекторы ГИБДД оценивают «автогражданку» как утопию, сетуя на то, что основная работа по выполнению механизма закона легла на плечи инспекторов.

Кроме того, в отличие от автостраховщиков, считающих закон экономическим стимулом повышения безопасности движения, инспекторы ГИБДД считают, что закон вовсе не дисциплинирует водителей.

С введением обязательного автострахования зарегистрировано в пять раз больше ДТП.

- С введением «автогражданки» на нашу службу насильно возложили массу посторонних обязанностей, не свойственных нашей работе, - рассказал старший инспектор дознания отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Сахалинской области Валерий Доля. - Мы тратим массу времени на ксерокопирование нужных для страховых компаний документов и из-за этого не успеваем справляться со своей непосредственной работой.

Дело в том, что раньше в случае мелких, незначительных механических повреждений при ДТП водители как-то договаривались сами и разъезжались. Сейчас же участники аварии ждут инспекторов, чтобы решить эти вопросы по закону. В результате число регистрируемых ДТП увеличилось в пять раз: в сутки мы фиксируем до 15 аварий!

Безусловно, ГИБДД всегда была сторонником того, чтобы все оформлялось как положено. Однако штат сотрудников за последний год у нас не увеличился, а работы стало намного больше! Например, теперь на месте аварии инспектор должен составить не только свой протокол, но и написать для страховщика справку о каждом участнике ДТП, а их часто бывает несколько. Мы считаем, что этим должны заниматься представители страховых компаний, однако на месте аварий мы их не видели ни разу. Бумажная волокита не дает ГИБДД работать оперативно.

Появится ли с введением «автогражданки» действительно экономический механизм воздействия на недисциплинированных водителей и аварий на наших дорогах станет меньше? Обратите внимание на статистику. В текущем полугодии в Южно-Сахалинске зарегистрированы 1907 дорожно-транспортных происшествий, в прошлом году за этот же период - 1040. То есть, число аварий в этом году возросло почти в два раза. Даже если предположить, что прирост увеличился за счет тех мелких случаев, о которых мы уже говорили, по большому счету, аварийность на наших дорогах не снизилась, несмотря на то, что закон, как уверяют страховщики, работает.

Кроме того, на мой взгляд, с введением системы «бонус-малус» недисциплинированные автолюбители - виновники аварий - вообще не будут регистрировать мелкие страховые случаи, так как на следующий год при перезаключении договора страховая компания увеличит им сумму страховки.

Автостраховщики уверяют, что число желающих застраховаться увеличивается, - говорит Валерий Доля. - Однако утверждать, что водители действительно нуждаются в страховке, я бы не стал: просто государство заставляет это делать в принудительном порядке! Без страховки, например, не пройдешь техосмотр, тебя постоянно будут штрафовать на дороге.
Возможно, круглые, уже выплаченные автостраховщиками суммы кого-то и впечатляют. Однако многие задают вопрос: куда идут деньги, уплаченные за страховку, если водитель весь год проездил без аварий, и почему государство заставляет граждан раскошеливаться насильственным путем?

Хотим мы этого или нет, но ОСАГО принят, отменять его никто не собирается. К сожалению, пока претензий к закону много, и утверждать, что ОСАГО действительно работает на местах, не приходится. Однако достоинства и недостатки закона обозначены.

За что мы платим?
Дальневосточники оценивают закон в действии

Петр Шарапов, служащий:
- Страховку я получил. Но, во-первых, минимальную: этой суммы хватило только на то, чтобы оплатить одну запчасть. Почему-то при начислении учли износ моего автомобиля. Но я-то покупал новую запчасть, заказывал ее в Японии! А еще нужно было отдать за ремонт, покраску и прочее, а на это денег потребовалось в два раза больше.
Во-вторых, документы пришлось оформлять по знакомству: если бы не связи, дело с бумагами в ГАИ тянулось бы три или четыре месяца.
Считаю, «автогражданка» сегодня — это полный беспредел, механизм выплат абсолютно не отработан. Если бы ее не было, я бы с виновника сам деньги взял, как это было раньше, и все!

Николай Петров, водитель:
- Столкнулись на скоростной трассе: от сильного удара поврежден задний мост, машина искорежена. На ремонт требуется огромная сумма.
Страховку до сих пор не получили: чтобы ее оформить, требуется масса времени и бумаг! Да и нам, автолюбителям, никто ничего не объясняет: оказывается, мы сначала обратились не в ту компанию, которая должна компенсировать ущерб. Пока разобрались, потратили месяц, а в целом уже два месяца я вообще без транспорта.
Кроме того, сумма меня не устраивает: начислили всего 50 тысяч рублей, а требуется почти в два раза больше.
Поэтому «автогражданкой» я недоволен. Государство этим законом создало мне массу проблем! В прежние времена я бы решил это самостоятельно — нашел бы способ выбить деньги на ремонт машины с виновника.

Юлия Павлова, домохозяйка:
- Мы столкнулись в гололед. Сначала страховку выплачивать не хотели, объясняли, что по закону об административных правонарушениях превышение скорости в условиях гололеда не является нарушением. Но потом разобрались и выплатили. Очень все это долго — почти полгода прошло!
Пока по «автогражданке» много неясностей, думаю, и у гаишников, и у страховщиков практики мало...

Алексей Григорьев, оператор телекомпании:
- Считаю, что сам принцип страхования гражданской ответственности заложен в закон неправильный. Надо страховать ответственность водителя, а не машины, которая попала в ДТП. У человека должна быть одна страховка, с которой он может сесть за руль любой машины. И чтобы размер страховки не зависел от кубатуры двигателя. А то получается все та же прописка: где живешь — там и работай, что имеешь — только на том и езди. А реальная жизнь более богата на ситуации.

Елена Приходько, менеджер торговой фирмы:
- Мне, честно говоря, не накладно было за страховку заплатить. Но это совсем не значит, что я со всеми положениями правил автострахования согласна: в прошлом году тянула до последнего, прежде чем отдать неизвестно за что свои почти три тысячи рублей. Я, к счастью, за эти месяцы в ДТП не попадала, а вот мой друг слегка влип: при развороте чуть-чуть задел другую машину. Они с другим водителем не стали вызывать ГАИ и хвастаться страховками, разошлись полюбовно за 100 долларов. И правильно. А то мы уже наслышаны, что эту самую расхваленную страховку со страховых компаний не вытрясешь.

Павел Комогорцев, предприниматель:
- Поскольку назад пути не будет, придется приноравливаться. Просто некуда деваться. Что точно надо сделать, так это уменьшить базовые ставки и ввести сезонные страховки: на лето и осень, например, или на срок от 1 мая до 1 ноября… Ведь многие старички-дачники зимой не ездят, да и женщины тоже. Моя жена, например, летом так гоняет, что сам удивляюсь, а зимой за руль садиться не хочет. Боится за ребенка, который с ней часто ездит. Зачем ей за весь год платить?

Легковые авто Страхование Южно-Сахалинск Дальний Восток Российский союз автостраховщиков