21.07.2004 04:00
Общество

Пиво погубит Россию

Текст:  Геннадий Онищенко (главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН, эксперт "Российской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3531)
Читать на сайте RG.RU

Нелегкий предстоит сегодня разговор. Тема его стара как мир. Да вот никак не утратит своей актуальности. Напротив, чем дальше, тем болезненней. И по большому счету это разговор о судьбе государства, о его развитии. Или гибели. Третьего не дано. Сгущаю краски? Преувеличиваю? Я оперирую только конкретными данными. Никаких фантазий, домыслов. Только факты.

В 1914 году Государственная Дума России рассмотрела законопроект, написанный сухим чиновничьим языком. А название было такое: "Об утверждении на вечные времена в России трезвости". Английский политический деятель Ллойд Джордж сказал о нем: "Это самый величественный акт национального героизма, который я только знаю".

В наше время принимаются многочисленные законы. Но никто из нынешних государственных политиков не смог бы сказать нечто подобное - нет таких законов.

Четырнадцатый год - далекое прошлое. С тех пор столько воды, точнее, алкоголя утекло, что ни о какой трезвости не может быть и речи. По "принятию на грудь" всех видов спиртного мы практически впереди планеты всей. Ничуть не греет душу, что среди стран с наиболее высоким его потреблением мы на четырнадцатом месте. Само присутствие в этом списке - позор для страны, претендующей на роль цивилизованной. К тому же в большинстве стран - явная тенденция к снижению пристрастия к алкоголю. У нас - небывалый рост. Рост, измеряемый не рюмками и даже не стаканами, - ведрами. Так вот.

В 2001-м году было продано 209,1 миллиона ведер чистого алкоголя, в 2002-м - 211,3 миллиона, в 2003-м - 216,4. И есть все основания полагать, что год 2004-й даст заметную прибавку. В эти данные не входят нелегальные ведра самогона, всяческих суррогатов (в последние годы создана целая отрасль промышленности, их производящая), той же тормозной жидкости. Их пьют в таких количествах, что никакой учет не возможен.

Иные так называемые радетели за народное благо, за мощь и процветание страны, за укрепление, развитие экономики, отечественного товаропроизводителя - среди них немало тех, кто заседает в Думе, кто возглавляет регионы, - любят порассуждать, что россияне-де переходят на южный тип потребления алкоголя: чаще пьют хорошие вина, пиво, что водка уходит на задний план и т.д., и т.п. Это сопровождается разъяснительной работой о пользе хорошего вина для здоровья, агрессивной рекламой пива. Результат - почти по Крылову: а Васька слушает, да пьет. Все подряд: и водку, и вино, и пиво, и суррогаты.

За всем этим начисто забывается медицинский аспект проблемы. А он вопиет. Даже по данным самой объективной, самой независимой, самой честной государственной статистики в прошлом году от случайных отравлений алкоголем умерли 40 567 россиян. В 2001 году таких было 37 824, в 2002-м - 40 121. Улавливаете тенденцию? И это данные, попавшие в официальную статистику. На самом деле картина куда мрачнее. Уходят из жизни не старики, а люди в том возрасте, когда самой природой им предназначено жить, созидать, обзаводиться семьями, рожать детей. Здесь есть свои регионы-лидеры, где смертельный алкогольный прирост особенно выражен. На Чукотке этот прирост равен 162,3 процента, на Сахалине - 161,9 процента, в Томской области - 153,9 процента, в Псковской - 138,7 процента.

Проникаясь праведным гневом, мы так любим заявлять о глобальном наступлении ВИЧ-инфекций, туберкулеза, об опасности атипичной пневмонии, о сезонных вспышках желудочно-кишечных заболеваний. Поверьте, они меркнут перед лицом алкогольной опасности, которая все чаще настигает россиян и, без преувеличения, грозит не просто деградацией нации, но и ее вымиранием. На конец 2001 года на учете в психиатрических и наркологических диспансерах было более двух миллионов россиян. Алкогольные психозы стали чуть ли не нормой жизни. А ведь это люди, потерянные для общества, это те, кто стал обузой для него. Возрастает первичная заболеваемость алкоголизмом. Кто-нибудь из государственных деятелей хоть однажды сравнил показатели прибыли, полученной от производства, торговли, рекламы спиртного, с теми потерями, которые несет страна в результате глобального приобщения россиян к алкоголю? Опаснее всего, что среди алкоголиков, среди тех, кто страдает алкогольными психозами, много совсем юных. Двенадцатилетний алкаш уже не удивляет, это уже не воспринимается как ЧП. У нас выросло поколение не "пепси", а пивное. И как ему не появиться, если с телеэкрана не сходят поклонники пива, если денно и нощно в наше сознание вкладывается, что пиво - не просто напиток, это образ жизни, поведения, если без банки или бутылки "Клинского" просто делать нечего в нашей действительности? Даже великий Циолковский, по мнению пивных рекламодателей, не был бы велик без пива. И вот ученый уже на экране с удовольствием его потягивает. А все, что показывается по телевизору, так или иначе становится образцом для подражания.

Похоже, что государство выдало некую охранную грамоту пиву. С тем, что злоупотребление водкой - зло, еще могут соглашаться. А вот пиво - оно неприкасаемо. Поражает, что даже женщины, которым самой природой предназначено быть хранительницами семейного очага, защитниками детей, все чаще становятся пропагандистами пива. До недавнего времени это была прерогатива мужчин. А ныне за рекламой того же "Клинского" - наиболее агрессивной рекламой - стоит госпожа Кебина. Умная, предприимчивая дама, она действует в рамках закона. Другое дело, что закон не годен. Но тем более опасно ее участие в пивном пиаре. О губернаторах, объявляющих себя сторонниками всяческого процветания страны и при этом проводящих пивные фестивали, как-то и говорить неловко. А уважаемый председатель думского комитета стряхивает пыль со старого законопроекта, написанного пивным лобби, для того чтобы остановить нормальный законопроект прямого действия. И государство прячет голову в песок, делает вид, что ничего не происходит, не замечает (не желает замечать?) очевидной опасности.

Сегодня, когда вопрос принятия закона о запрещении рекламы, пропаганды пива, об условиях его продажи, дошел до точки кипения, когда лидер нижней палаты парламента, его авторитетные заместители бьются за то, чтобы пивные кружки ушли с телеканалов, государство не может остаться в стороне. Сегодня уже нет золотой середины: не может далее продолжаться спаивание нации. Это, без преувеличения, важнейшая государственная проблема, требующая государственного подхода и государственного решения.

Позволю в заключение еще одну цитату. Джек Лондон писал: "Говорите и призывайте сколько вам будет угодно, но вы не удержите мужчину, особенно молодого, от общения с хмельным, пока хмельное так доступно, пока оно встречается на каждом шагу".

Здоровье Соцсфера