Во-первых, с 1 августа сократится число компаний, имеющих право заниматься таким видом страхования. Теперь им будут заниматься только государственные страховщики или компании, в уставных фондах которых доля государства более пятидесяти процентов. Суть - те же государственные. Объясняется такое решение тем, что в соответствии с белорусским законом "О страховании" государство гарантирует выплату страховых компенсаций по обязательным видам страхования только в случаях, когда "страховщик" - государственная компания. Таких компаний в Беларуси всего шесть. То, что они справятся с количеством желающих застраховать свою ответственность, сомневаться не приходится: благо, автомобилей в Беларуси не так уж и много - чуть больше двух с половиной миллионов. Налицо защита прав потребителя.
В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в "частном секторе". Перезаключения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией. При этом скидка за безаварийную езду сохранится. Система бонус-малус действовала в Беларуси и до упомянутого указа. Но с ограничениями: при смене страховщика или при несвоевременном продлении договора скидка терялась. Теперь белорус может спокойно менять компании, забывать пролонгировать договор - его скидка сохраняется и накапливается по-прежнему.
В новом указе соблюдены и права тех, кто застрахован в "частном секторе". Перезаключения действующих договоров не требуется. Но по истечении срока полиса новый договор придется заключать уже с новой компанией.
В новых положениях также четко оговаривается: выплата за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, производится независимо от сумм выплат органами социальной защиты и другим видам страхования. До сих пор это был один из удобных способов для страховщика сокращать свои расходы по случаям. В России этот пункт изначально был оговорен в Законе об обязательном страховании. А далее пойдут новации, которые отличают белорусский закон от российского. Например, взять такую статью белорусского закона: при уменьшении страхового риска и отсутствии страхового случая в период действия договора страхователь имеет право получить часть страхового взноса. Что имеется в виду? Допустим, вы таксист и застрахованы соответственно. Страховые сборы возрастают при этом в разы. Но вы решили прервать эту деятельность и пользоваться авто только в личных целях. В подобном случае страховая компания перепишет договор и вернет вам часть денег за неиспользованный период. Аналогичная история, если в ваш полис вписан молодой и неопытный водитель. Предположим, он уехал, и вы можете уменьшить страховой риск, вычеркнув его из полиса. При этом вам также вернут часть премии.
- Белорусы - молодцы, - комментирует эту статью закона начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов. - Но у них опыт обязательной автогражданки побольше российского. Они сделали оговорку, что возврат возможен только в том случае, если не было страхового случая. У нас такой оговорки нет. Поэтому российские страховщики должны возвращать часть суммы при уменьшении риска в любом случае.
Также в Беларуси вводится порядок переоформления договора страхования на приобретенное транспортное средство вместо отчужденного. В России такой практики пока нет. Если вы продаете машину, то новый хозяин должен заключать новый договор. Процедура несильно затратная по времени и деньгам, но все-таки лишняя. По словам Владимира Козлова, упразднить ее, сделать так же, как сделали в Беларуси, хотят и страховщики, и страхователи, и ГИБДД. Возможно, готовящиеся поправки к российским законам изменят ситуацию.
Следующий пункт белорусского закона еще более революционен. Причиненный вред потерпевшему будет возмещаться без учета наличия грубой неосторожности потерпевшего или отсутствия вины лица, причинившего вред. В переводе с официального имеется в виду, что если случилось ДТП, то страховая компания возместит ущерб потерпевшему, даже если другой участник не будет признан виновным в аварии или потерпевший сам оказался виноват. То есть, за любую аварию расплачивается страховщик. Это чисто европейский вариант. Во Франции, например, водитель машины, как опасного средства, виноват всегда, даже если прохожий сам бросился под колеса.
В российском обязательном страховании подобный механизм тоже предусмотрен, но практически не работает. Допустим, одна машина стукнула другую и скрылась. Пострадавшая вылетела на встречную полосу и стукнула третью машину. Ситуация спорная. Суд скорее всего признает водителя второй машины невиновным в ДТП. Страховая компания, дождавшись такого вердикта, последнему пострадавшему ничего выплачивать не будет. Это российские реалии. В Беларуси с 1 августа страховщик будет расплачиваться и в подобной ситуации.
Все упомянутые новации введены в связи с тем, что Беларусь включена в международную систему страхования "Зеленая карта" как транзитный член. А посему должна соответствовать. Впрочем, участие в "Зеленой карте" еще не означает, что по белорусской страховке можно спокойно путешествовать по странам - членам сообщества. Это означает лишь то, что теперь белорусские страховые компании (те самые шесть государственных) получили право на реализацию собственных "Зеленых карт". Россия планирует присоединиться к этой системе лишь в 2006 году. И пока на ее территории распространяются "Зеленые карты" иностранных компаний. Возможно, вскоре появятся и карты белорусских компаний.