Следующий экземпляр - это старая знакомая "десятка" в модернизированном виде. Двигатель - 1,6 литра, 16 клапанов, электроусилитель руля и, пожалуй, все.
И третья машина - это "Лада"-купе. Спортивный вариант двенадцатой модели.
Итак, на чем же мы в следующем году будем ездить? Все по порядку. Для начала я обкатал "Калины", соответственно с них и начну. Это сравнительно небольшой автомобильчик. Как его классифицируют на заводе - "В"-класса. Проще говоря, женская машинка. Сравнима по габаритам с "Рено Клио" или "Фольксваген Поло". Лучше всего внутрисалонное пространство описывает такая деталь, как ручка регулировки наклона спинки сиденья: в отличие от всех иных машин она расположена не на внешней стороне сиденья (которая ближе к двери), а на внутренней. Причина этого легко объясняется: с внешней стороны между стойкой и самим сиденьем рука попросту не пролезет.
Внешне машинка также очень похожа на "Рено Клио". В отличие от своих предшественниц зазоры между подвижными частями (двери, капот, багажник) уже вполне на уровне европейских.
анекдот в тему
Японцы проверяют кузов машины на герметичность так: в салон запускается мышь. Если через сутки она сдохнет от нехватки кислорода, машину можно выпускать.
В России салон проверяют так: утром запускают мышь. Если к вечеру в салоне не обнаружено кошки, машину можно выпускать.
Салон "Калины" в "люксовом" исполнении смотрится неплохо: на торпеде выделяется водительское и пассажирское места, мягкие тона, велюровая отделка, пластик в подражание велюру. Правда, светлые цвета навевают мысль, что недолго салон будет таким красивым. Но все-таки это уже не тот вариант, когда пластмассовая отделка просто кричала о своем присутствии.
Руль регулируется по высоте, но в небольшом интервале. Несмотря на наличие электроусилителя, сама баранка все-таки слишком большого диаметра.
Багажник - вполне приличных размеров. На моих глазах в него уместился телеоператор с камерой. При этом сиденья не раскладывали. Заднее сиденье, кстати, имеет люк для перевозки длинномерных грузов, а также раскладывается, превращая машину в маленький грузовичок. Теперь переходим к самому главному: как это все ведет себя на дороге? Испытывали на Дмитровском полигоне на "Горной дороге" протяженностью четыре километра 300 метров.
"ВАЗ-1118"
Для начала я сел в "Калину" 118-ю. Седан с салоном "люкс", двигатель объема 1,6 литра, восемь клапанов. Легкая и соответственно приемистая машина. Дорогу держит неплохо, несмотря на не самую лучшую резину. И хотя для машин подобного класса кажется высоковатой, даже на 180-градусных поворотах на скорости 60 км/час ее заносит несильно.
Немного о коробке. Двигатель требует оборотов. А коробка ему их не дает. Проходить повороты и влетать в горки на второй еще можно (на тахометре четыре тысячи), а на третьей уже нет - после трех тысяч с большим трудом машина разгоняется. Третья передача слишком длинная для городского автомобильчика и любителей резкого вождения. Для спокойных и уравновешенных - это не столь важно.
"ВАЗ-1119"
Следующий был хэтчбек. Объем двигателя 1,6, клапанов - шестнадцать. Салон - тестовый. В серию такой не пойдет. Очень простенький. Пластмасса бросается в глаза. Но что будет в серийных моделях - неизвестно. Скорость набрала легко, дальше легкий поворот и горка 16%. Взлетела, словно не касаясь земли. А потом начались крутые виражи и повороты. Было ощущение, что половину дороги машина проехала боком. То ли резина виновата, то ли то, что перед этим ее гоняли на полигоне и в хвост и в гриву... Усилитель руля, по-моему, только портил картину. То ли он не должным образом был настроен, то ли попросту не нужен. Не чувствуешь дороги совершенно.
"ВАЗ-1117"
Потом была "Калина" универсал. Движок - стандартный: 1,6 литра, 16 клапанов. Стало понятно, что "люкс" и "суперлюкс" на дороге ведут себя на порядок лучше, чем иные варианты. Помимо тонкой настройки руля, у них еще дополнительный спойлер под передним бампером, "глухая" защита картера двигателя, что тоже улучшает аэродинамические характеристики, и более закрытые задние арки колес.
Тормоза. При нормальном торможении - все нормально. Не требуется каких-либо дополнительных усилий. Все плавно и спокойно. Но при резком торможении машину начинает нести. Давить на тормоз приходится всей массой тела, и кажется, будто у вас под ногой плавятся колодки. Спасти от этого эффекта может только прерывистое торможение: а-ля ABS в водительском исполнении.
Автомат на взводе
Отдельно стоит рассказать о "Калине" с автоматической коробкой передач. Наконец-то на отечественных автомобилях появится "автомат". Правда, дай Бог, через три-четыре года. Если сумеют договориться с производителем. Дело в том, что "автомат" не наш. Его выпускает фирма ZF. Но он наиболее компактный, отлично подходит под "ВАЗы" с незначительной доработкой стыковочных узлов. В принципе сейчас можно заказать любой "ВАЗ" с "автоматом". Но это обойдется в лишние три тысячи зеленых американских рублей. В планах ВАЗа ставить такие коробки на серийные автомобили, но с тем, чтобы удорожание для конечного покупателя было максимум полторы тысячи долларов. Ожидать этого можно не раньше 2007 года.
Теперь о достоинствах этой машины. В первую очередь коробка бесступенчатая. У нее нет передач. Там стоит вариатор, который в зависимости от многих факторов соединяет валы. Особенно это заметно на медленном разгоне. Тронувшись с места и выжав педаль до половины хода, я, честно говоря, мало смотрел на дорогу. Больше на тахометр со спидометром. До ста км/час стрелка тахометра держалась ровно на двух с половиной тысячах оборотов. Потом поползла выше. Более комфортный вариант придумать сложно. Да, скорость набирается не с той динамикой. Возможно, упустишь лидерство на светофоре. Но комфорт - штука тоже ценная. В повороты и на горки влетает так, как и требуется от маленькой машинки. Режима "кик-дауна" нет. Но при утапливании педали в пол обороты до пяти тысяч набирает быстро. Ревет и старается. На механике, конечно, резвее.
Еще о некоторых преимуществах этой коробки. Скажем, стандартный ступенчатый вариант требует очень бережного к себе отношения. Включив режим "драйв" на горке, нужно дождаться толчка (включилась скорость) и сразу давить на газ. Если машина покатится назад - это смерть коробке. При вариаторе такого не требуется. Я останавливался на горке 16%, врубал скорость и отпускал тормоза. Машина катилась назад, я останавливал ее, выжимая акселератор, потихоньку добавлял газку, чтобы она чуть-чуть поползла вперед, бросал газ, чтобы скатилась обратно, и снова на газ резко, педаль в пол, чтобы она с места и в горку. Очень эффектно. А главное, коробка остается в целости и сохранности.
"ВАЗ-2110"
Про рестайлинговую "десятку" ничего сказать не могу. Она сошла со второго круга. Задним колесом врезалась в бордюр. На колесе - "восьмерка", но это полбеды, заменил и поехал. Но ушли углы, пострадал кузов и крепления заднего моста. Машина была снята с тест-драйва. По словам журналиста - виновника данного происшествия - подвел усилитель руля: не прочувствовал он возможностей авто, и, когда нужно было довернуть руль, он это сделал, но остался невыбранный люфт. Хорошо еще не перевернулись.
"ВАЗ-21128"
Купе. Спортивный вариант. Двигатель 1,8, те же 16 клапанов. Три двери, салон аскетичный (стандартная двенадцатая), но тоже спортивный. Облегающие кресла, с подкачкой подпоясничной подушки, подколенная подушка, спортивный руль, регулируемый по высоте. Ощущение, что машина буквально вгрызается в асфальт. Слышно, как визжит на виражах резина, но при этом автомобиль остается управляемым, стоит в колее и оставляет возможности для закладки более крутого виража, быстрой реакции на ситуацию. Это достигнуто увеличенной колеей передних и задних колес, дополнительными стабилизаторами. На машине установлен гидроусилитель руля. К сожалению, в таком варианте эта машина будет выпускаться только для спорта или под заказ. В конце года в продажу поступит 500 таких машин. В серию же пойдет просто 12 "купе". То есть трехдверный вариант старушки-двенадцатой с движком 1,8, 16 клапанов.
Примечательно, что все участники тест-драйва предсказывают, что эта машина будет пользоваться спросом. При означенной цене - 320 тысяч рублей - это самый правильный вариант спортивной "тачки". Не берусь предрекать ей большое будущее, но на своих полутора - трех тысяч клиентов в год машина вполне может рассчитывать.
Итог: Умеем, если захотим. Внешность практически на уровне евростандартов. Все машины, представленные на тест-драйв, по экологии соответствуют Евро-3. Преимущества перед западными аналогами: цена (6-10 тысяч долларов). Недостатки: дешевый салон, маленький ресурс силового агрегата. Сколько ходит кузов и когда начнут дребезжать пластиковые детали салона - неизвестно.