По данным, которые приводит агентство РосБизнесКонсалтинг, в последнее время резко выросли продажи иномарок по схеме trade-in (обмен подержанного автомобиля на новый с доплатой). По оценкам участников рынка, на сегодня в Москве по trade-in продается каждая четвертая или пятая новая иномарка.
По прогнозу участников рынка, высокий спрос на любые иномарки в России в принципе приведет к тому, что через несколько лет наша страна по количеству продаж по схеме trade-in сможет догнать зарубежные государства, и в частности Германию, где в обмен на старые автомобили с доплатой продается более 50 процентов новых автомобилей.
В прошлом году потребность россиян в автомобилях обеспечивали в основном отечественные производители. Так, по данным PricewaterhouseCoopers, российские автозаводы выпустили 870 тысяч машин. При этом новых иномарок было завезено 170 тысяч, подержанных - 400 тысяч. На долю продаж совместных предприятий пришлось около 54 тысяч автомобилей. Всего же объем российского авторынка в 2003 году составил почти 1,5 миллиона штук.
По мнению экспертов, к 2010 году производство отечественных машин увеличится максимум на 150-200 тысяч единиц. При этом темпы роста выпуска автомобилей зарубежных брендов будут возрастать более стремительными темпами.
Подержанные иномарки будут постепенно уходить с рынка, и их место будут занимать новые импортные машины. По расчетам аналитиков, к 2010 году насыщенность рынка будет в пределах не менее 230 авто на 1000 человек. То есть продажи должны увеличиться и составить ежегодно вместо 1,5 миллиона более 3 миллионов машин.
Что касается цен на иномарки, то, возможно, они скоро пойдут вниз. В первую очередь перспектива снижения цен касается иномарок, производство которых налажено на территории России. Дело в том, что в процессе переговоров о вступлении в ВТО российские переговорщики согласились на преференции для зарубежных поставщиков. Как заявил директор Департамента госрегулирования внешней торговли и таможенного дела минэкономразвития Алексей Каульбарс, министерство сегодня изучает механизмы привлечения инвестиций в отечественный автопром. В частности, рассматривается вариант возрождения режима "свободного склада". Этот режим позволяет ввозить на территорию России запчасти и оборудование для сборки автомобилей беспошлинно. При этом, по словам Алексея Каульбарса, дальнейшего повышения ставок таможенных пошлин на импортные автомобили не планируется. Если соответствующее решение будет принято, объем производства "российских иномарок" будет расти еще быстрее, а цены на них могут заметно понизиться.
По прогнозам минпромэнерго, даже без подобных мер в нынешнем году производство "российских иномарок" составит более 100 тысяч машин, то есть удвоится по сравнению с прошлым годом. Если в 2002 году доля этих автомобилей в общем объеме выпуска легковых машин в России составляла 1,1 процента, то в 2003-м - уже 5,3 процента, а за первое полугодие текущего года она достигла 10,1 процента.
Сегодня в России работает пять сборочных производств иностранных автомобилей мощностью от 25 до 75 тысяч машин в год. Каждое из этих производств имеет возможность удвоения мощностей.
Между тем Минэкономразвития России разработал проект, в котором предлагает снизить таможенную пошлину на ввоз комплектующих для сборки автомобилей с 10 до 3 процентов. Министерством также рассматриваются проекты создания сборочных предприятий в Сибири и на Дальнем Востоке.