На последнем заседании городского правительства было принято постановление, вменяющее в обязанность комитета по транспорту заключать договоры на перевозки такси, определять и утверждать количество и расположение стоянок, доводить до горожан сведения о тарифах (определяют их сами перевозчики, но они должны будут ставить в известность комитет, а тот информировать население). Соответственно на этот же орган исполнительной власти возложены и обязанности контроля за таксомоторными перевозками.
Парадоксально, но до сих пор этим вопросом никто официально не занимался.
Но и это еще не главное. Официальных такси в четырех с половиной миллионном городе 650-1000 штук. А нужно, по подсчетам специалистов, 4,5-5 тысяч минимум. И поскольку свято место пусто не бывает, нишу заполняют "нелегалы". Сколько людей "бомбят" на дорогах города, не знает никто. Независимые эксперты дают цифру от 50 до 100 тысяч.
Вадим Семенович - "бомбила", так сказать, профессиональный и со стажем. Начинал еще в советское время. С диспетчерскими службами он иногда связывается. Но ненадолго. Не видит большого смысла.
- Я столько уже этим занимаюсь, что всегда знаю, где в данное время можно найти пассажира. Это для новичков без диспетчера - тоска.
- Лицензию оформляете?
- А зачем? Сама-то по себе она недорогая, около тысячи рублей. Да и налог (600 рублей в месяц) я за день отработаю. Но нужно еще проходить медкомиссию и техосмотр, да если легализовываться по полной программе, и курсы тоже. А это еще тысячи четыре. Зачем, когда штраф за работу без лицензии - от 5 до 20 МРОТ, а дают обычно пять (то есть 500 рублей). Это получается меньше, чем налог платить. Тем более не каждый же месяц ловят. Меня, так за все годы всего дважды штрафовали. Ну на деле: каков шанс больше одного раза застукать за нелегальным перевозом пассажиров одного и того же шофера в многомиллионном городе?
Сколько он зарабатывает, мой собеседник предпочитает не уточнять. Что касается расценок, говорит, берет в зависимости от расстояния, категории пассажира и времени суток. Но в среднем за километр где-то на рубль больше, чем стоит литр 92-го бензина. Между прочим, примерно так всегда определялась цена километра в официальных таксомоторных перевозках. По сведениям Ассоциации таксомоторного транспорта, компании, в нее входящие, объявляют свои тарифы в пределах 10-15 рублей за километр. Хотя... когда приходится пользоваться такси, то водители сообщают совсем другую цену: 20, а то и все 40 рублей за километр. То есть пока даже на постоянно работающем "частнике" ездить по городу дешевле, не говоря уж о попутке, где цена определенно раза в два ниже, чем на такси.
И все же к планам городских властей по наведению порядка в области таксомоторных перевозок Вадим Семенович относится внимательно. Говорит: если будет от государства какая-нибудь польза, может, и легализуется.
- Сейчас рассматривается целый ряд мероприятий, позволяющих экономически стимулировать водителей приобретать лицензии, - поясняет корреспонденту "Российской газеты" президент Ассоциации таксомоторного транспорта городов России Михаил Богдановский. - К примеру, льготная (в рассрочку) продажа машин для работы в режиме такси, открытие специализированного такси-магазина. Уже готова программа организации и схема размещения стоянок такси. Есть и предложения по подготовке таксистов, организации приема заказов. Одновременно с этим мы (Ассоциация совместно с комитетом по транспорту) готовим предложения по ужесточению мер административного наказания за нелегальное занятие пассажирскими перевозками. Надо, чтобы работать легально было дешевле, чем хоть раз попасться.