28.09.2004 03:30
Экономика

Цены на бензин продолжают расти

В некоторых регионах за год они выросли в два раза
Текст:  Андрей Ерохин
Российская Бизнес-газета - : №0 (478)
Читать на сайте RG.RU

Похоже, тот факт, что цены на бензин растут, уже никого не удивляет. Российский нефтяной сектор играет на руку Евросоюзу, пытаясь подтянуть цены на бензин на внутреннем рынке к европейским (стоимость бензина в Европе находится в пределах 1,00 - 1,25 евро за литр Аи-92. - Прим. авт.). Евросоюз, да и международные финансовые организации, напомним, неоднократно высказывали пожелания, чтобы внутрироссийские цены на энергоресурсы сравнялись с мировыми, под предлогом того, что Россия, вступив в ВТО, попадет в равные с другими странами условия. Российские нефтяники, поднимая цены, кивают в свою очередь на мировые рынки - дескать, раз там они растут, а правительство поднимает нефтяные пошлины, то и на внутреннем рынке они также должны стать выше.

Большинство же экспертов, правда, склоняются к выводу, что существует некоторый сговор между нефтяными компаниями.

В частности, отмечают они, доля реализации бензина, даже во время сезонных работ, настолько невелика по сравнению с их общей прибылью, которую они получают от экспорта, что ценовой показатель фактически "вручную" регулируется договоренностью между компаниями. Непонятно, что в этой ситуации делает антимонопольная служба, которая должна следить за подобными фактами сговора. Правда, буквально на днях в интервью на телеканале НТВ министр финансов Алексей Кудрин сказал, что тенденция к росту цен на бензин на внутреннем рынке скорее всего сохранится, объяснив это ситуацией на мировых рынках энергоносителей.

Не секрет, что в странах-членах ОПЕК цены на бензин на внутреннем рынке в разы ниже мировых, и этот факт никого не смущает. Более того, в странах картеля монопольные службы следят за ценами. И это вполне понятно: не может страна, которая экспортирует нефть, иметь такие же цены у себя, как та страна, которая покупает энергоресурсы. Это во всем мире считается нормальными рыночными отношениями, но не в России. Власти, похоже, чтобы страна вступила в ВТО, готовы и дальше закрывать глаза на откровенный "беспредел" российских нефтяников. Уже на этой неделе цена на самый ходовой бензин марки Аи-80 перевалила за отметку в 11 рублей за литр, а бензин марки Аи-92 на АЗС продавали по 14 рублей 20 копеек и выше. При этом следует отметить, что статистики отмечают и рост выпуска нефтепродуктов. В частности, в период с 6 по 12 сентября производство бензина к предыдущей неделе выросло на 99,8 процента, дизельного топлива - на 103,6 процента. Таким образом, можно констатировать факт, что спрос на энергоресурсы на внутреннем рынке все еще превышает предложение. А раз так, то и цены будут расти. Но российские реалии таковы, что спрос на бензин внутри страны будет всегда выше предложения. Нефтяники по-любому стараются увеличить экспорт "черного золота", так как основная прибыль от его реализации идет от экспорта. Особенно сейчас, когда Китай выступил с инициативой о выплате аванса за транспортировку нефти на свою территорию по железной дороге. Ежемесячно РЖД перевозят в Китай около 500 тысяч тонн нефти, планируется, что в будущем году перевозки вырастут почти в два раза,что соответственно означает рост экспорта российского "черного золота" и снижение поставок на внутренний рынок.

Вполне вероятно, что проблема роста цен на бензин и могла бы остаться только проблемой владельцев авто, если бы не одно весомое "но". Бензин потребляют все без исключения жители России, а раз дорожают перевозки продукции массового потребления, то это в свою очередь ведет к росту цен и соответственно к увеличению инфляции. Минэкономразвития уже признало, что безудержный рост цен на бензин может помешать планам правительства удержать инфляцию в этом году в заявленных рамках - 10 процентов. Правда, оговорился директор департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрей Клепач, выступая в Госдуме, что "текущая тенденция к росту цен на бензин в конце года будет переломлена, и это позволит удержать годовой показатель инфляции на 2004 год в рамках 10 процентов". Однако верится в это с трудом. Более того, считают эксперты Московской топливной ассоциации, вклад роста цен в инфляцию уже составил примерно 40 процентов. Другими словами, только сентябрьский рост цен на бензин прибавил 1,5 процента в годовой показатель инфляции.

Нефть и газ Энергетика Легковые авто