Цифровыми тахографами отечественного производства будут в ближайшее время комплектоваться российские и белорусские автомобили для международных перевозок. Прибор, без которого в страны ЕС "дальнобойной" техники и автобусам въезд запрещен, разработан по союзной программе "Развитие дизельного автомобилестроения" специалистами минского СКБ "Камертон". Устройство размером с автомагнитолу, напоминающее нечто среднее между спидометром и электронными часами, ничем не уступает более дорогим импортным аналогам и "общается" с водителем на русском языке. Оно записывает пройденное машиной расстояние, скорость движения и количество остановок. Словом, самый беспристрастный "контролер". Специалисты утверждают, что использование тахографа заметно повышает безопасность на дорогах. Количество ДТП в Европе с участием автомобилей, оснащенных подобными устройствами, снизилось на 22 процента, вдвое меньше стало аварий со смертельным исходом.
- К тому же прибор служит своеобразным "черным ящиком", - рассказывает начальник отдела маркетинга и менеджмента качества СКБ "Камертон" Валерий Кирсанов. - Если машина попадет в аварию, автоинспектор, подключив к тахографу специальное устройство, сможет узнать, с какой скоростью двигалась машина. Прибор заблаговременно предупредит водителя и о том, когда нужно сделать остановку для отдыха.
По сравнению с механическими аналогами цифровой тахограф намного надежнее в эксплуатации и защищен от несанкционированного взлома. Это значит, что водитель не сможет подкрутить, как раньше, счетчик. А вот снять показания инспектору ГАИ или директору компании по автоперевозкам не составит труда - с помощью обычного компьютера или ноутбука. У каждого водителя будет своя персональная чип-карта, которую еще до начала движения он обязан вставить в тахограф, после чего будет фиксироваться каждый пройденный машиной метр. Если же он "забудет" проделать эту процедуру, прибор ненавязчиво напомнит об этом.
Одна из российских фирм, установив такие тахографы на трейлеры, совершающие международные перевозки, получила любопытную информацию. Выяснилось, что водители серьезно превышали скорость и приезжали на место назначения раньше запланированного времени. А в "сэкономленные" часы посещали магазины. Казалось бы, ничего страшного. Однако любой опытный автомобилист знает, что при большей скорости машина резче тормозит, следовательно, быстрее изнашиваются детали.
Сейчас прибор проходит эксплуатационные испытания на крупных российских и белорусских предприятиях - ГАЗе, КамАЗе, Павловском автобусном заводе, Минском автомобильном заводе и Минском заводе колесных тягачей. Кроме техники для международных перевозок, отечественными цифровыми тахографами предполагается в первую очередь оборудовать маршрутные такси, автобусы, перевозящие детей, и автомобили, трранспортирующие опасные грузы.