А не зарваться во Владивостоке трудно. В центре, и не только, поставить машину просто негде: только что местная газета опубликовала план административного центра города, где официально есть лишь два места для парковки. Одно у мэрии машин на 40, ну, если плотненько, на 50, второе - аж за городским пляжем, в полутора километрах от центра. Нет официально мест для автомобилей ни у административных зданий, ни у театров, ни у рынков и торговых центров (!), ни у больниц, ни у многочисленных вузов, ни у железнодорожного вокзала. Ну нет! В автомобилизированном Владивостоке, где количество зарегистрированного транспорта перевалило за численность населения, машины стоят везде: и под запрещающими знаками, и вдоль желтой полосы. Запрет, к слову, есть хамская форма "решения" проблемы. Прежде чем запретить, нужно создать условия для того, где парковаться можно. Но решения проблемы ведь никто и не обещал.
Наведение порядка начинается не с того, что инспектор обнаружил автомобиль, припаркованный в запрещенном месте, и вызвал эвакуатор, а с того, что эвакуатор приезжает в сопровождении машины ГАИ в любое место в центре города и начинается "воспитание" водителей.
Что ощущает владелец машины, вышедший, допустим, из банка или почтового отделения на главную улицу города и не обнаруживший своего авто, оставим за кадром. Нередко инспектора ГАИ эвакуируют машину прямо в присутствии уговаривающего их не делать этого и готового заплатить штраф владельца. Аргумент такой, как заявили моему знакомому: машина, поднятая на эвакуатор, считается арестованной. При этом никаких документов у владельцев машины не остается: ни квитанции об аресте автомобиля, ни адреса, где ее искать, ни описи находящегося в машине имущества. Чем это отличается от грабежа? Ну а если машина случайно поцарапана при транспортировке на арестплощадку - тут вообще ничего никому не доказать. Во Владивостоке поговаривают о негласном плане по доставке машин на арестстоянки, уж слишком ретиво работают инспектора и эвакуаторы.
Однако кошмар начинается потом. Это я констатирую как свидетель, вынужденный вместе со своим знакомым пройти все этапы вызволения автомобиля с арестплощадки. Когда знакомый не нашел машину, сообразил позвонить в ГАИ, где ему и объявили, что машина арестована за парковку в запрещенном месте, и назвали адрес, куда "арестантка" доставлена. Но прежде надо было отстоять очередь в городском ГАИ за разрешением машину забрать.
Отстояли полтора часа, поехали на арестплощадку и... поцеловали закрытый забор. Поздно: арестплощадка работает с 9 до 18 с перерывом на обед. Ну не могут они выдать машину в 18.30, поскольку оплата-то почасовая! Первые три часа бесплатно, не уложился спасти машину - дальше капает по 80 рублей 24 копейки в час. Словом, вернулись наутро, но машину забрали лишь к полудню - такая очередь! Обошлось полуторасуточное "воспитание" знакомого почти в две тысячи рублей плюс 770 за работу эвакуатора и 500 рублей за оформление документов.
А теперь о главном. На основании какого документа действует ГАИ и ООО "Автомиг" - владелец трех городских арестплощадок - тайна за семью печатями. Пока депутаты Госдумы только собираются узаконить на федеральном уровне "эвакуацию транспортного средства, блокировку колес или отвинчивание номеров, если автомобиль припаркован в неположенном месте", то во Владивостоке эта система уже вовсю действует. Вроде бы предполагалась организация конкурса среди фирм, претендующих на право быть хозяевами штрафстоянок. Какое там! "Автомигу" достались три штрафстоянки без всякого конкурса. Видимо, очень хорошее ООО, раз ему так бескорыстно верят краевые чиновники и сотрудники ГАИ.