Ведомство впервые регламентирует режим работы и отдыха водителей, пояснили "РГ" в департаменте управления кадрами и сопровождения спецпрограмм минтранса. Раньше этим занимался минтруд. При этом последнее постановление было выпущено еще до принятия в 2001 году нового Трудового кодекса.
Между тем статья 329 Трудового кодекса прямо оговаривает, что особенности режима рабочего времени и отдыха устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. А поскольку нового циркуляра не было, в автотранспортных предприятиях устанавливали свои правила. Разумеется, они не в пользу водителей. А кого и чего, собственно, бояться? Трудовая инспекция редко наведывается в автоколонны. А если и придет, за какие-такие нарушения инспектор мог привлечь руководителя к ответственности, если нет циркуляра от федерального министерства, основанного на трудовом законе?
Не секрет, что особенно эксплуатируют водителей частники. Сегодня на частных маршрутах водители работают по 10, а то и по 15 часов. Отсюда, кстати, и рост аварий на дорогах. Во всяком случае, если до 2000 года количество дорожно-транспортных происшествий снижалось, то с 2001-го этот показатель резко пошел вверх. Приказ минтранса особо оговаривает ситуации, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная норма ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени. Скажем, когда водитель перевозит пассажиров в курортной местности в разгар сезона. В этом случае водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью "учетного периода". Оговариваются в документе и междугородные перевозки, работа водителей в учреждениях здравоохранения.