17.11.2004 02:00
Культура

Музейщики опасаются за будущее учреждений культуры

Музеи не хотят уходить в «автономное плавание»
Текст:  Нина Григорьева (Ярославль)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (3631)
Читать на сайте RG.RU

– Нам очень важен опыт культурной жизни, который нарабатывается в регионах, в особенности в Ярославской области, где так удачно взаимодействуют власть и культура, – заявил, открывая расширенное заседание президиума Союза музеев России,  директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский. – Но сегодня мы будем говорить и о наших насущных заботах.

А основной проблемой, которая одинаково волнует всех собравшихся,  являются готовящиеся изменения в законодательстве, в частности, по финансовому обеспечению деятельности учреждений культуры. Дискуссия по этому вопросу стала основной на ярославском съезде музейщиков страны, и равнодушных при обсуждении не оказалось. Прояснить ситуацию мы попросили ведущих специалистов музейного дела.

Надежда Петрова, директор Ярославского художественного музея:

– В стадии обсуждения сейчас находится проект Федерального закона «Об автономных учреждениях», который касается образования, здравоохранения, социальной сферы, культуры и спорта. Положения закона нас и тревожат. Чем, скажем, плохо, если музеи окажутся в списках «автономных учреждений»? Прежде всего тем, что эти организации нацелены в своей деятельности в основном на оказание услуг. Музеи действительно оказывают определенные виды услуг: консультационные, экспертные и ряд других. Но основная работа наша, определенная государством, иная – сбережение культурного наследия.

Другой момент. Учредитель, наделивший автономное учреждение имуществом, – речь идет о зданиях, компьютерной и другой технике, транспорте – в случае, если эта «автономия» влезет в долги, ответственности не несет. Чем это грозит? Процедурой банкротства. А что будет с государственными музейными фондами во время этой процедуры и прихода к управлению новых людей?

По проекту нового закона, главным управляющим органом автономных учреждений является попечительский совет – из представителей власти разных уровней. При этом никакой ответственности за финансирование учреждения он не несет. За рубежом, где такая система действует давно, совет  не просто контролирует ситуацию, а организует своим подопечным необходимую помощь.

Продекларировано, что часть музеев попадет в списки государственных учреждений. И тут вступает в силу закон о бюджетных организациях – тогда все доходы музея идут в бюджет государству. От казны он получает деньги на три статьи расходов: зарплата, охрана и коммунальные платежи. Мы это уже проходили в советские времена. Не будет денег на новые выставки, командировки сотрудников, вообще не будет интереса к развитию музея.

Алиса Аксенова, директор государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

– В конце 80-х  мы оказались в тяжелейшем положении: нечем рассчитываться за коммуналку, поток туристов упал с полутора миллионов до 400 тысяч в год. Но выстояли, выбились, научились самостоятельности.

Сейчас мы 40 процентов всех средств, которые идут на содержание музея, зарабатываем сами, но у нас-то – музей с памятниками мирового значения, и число туристов снова растет. Своих и зарубежных. А каково более бедным региональным музеям? Если новый закон положит руку на эти доходы, то даже мы не проживем.

Сейчас и турист-то пошел другой, не профсоюзный, которому было все равно, что смотреть. Требования к сервису совершенно другие. Нам пришлось заново переоборудовать гостиницу на 3500 мест в более комфортабельную. Появился спрос на индивидуальных экскурсоводов, на разнообразные праздничные оригинальные программы, к примеру, праздник огурца, гусиные бои и т. д. Потребовались новые автомобильные стоянки. А для всего этого необходимы средства и нужна инициатива, не зажатая формальными препонами.

Владимир Толстой, директор государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»:

– Мы не о деньгах сегодня говорим, мы говорим и о будущем страны. Пугает антисоциальная направленность нового законодательства по культуре, оно ущемляет право граждан на приобщение к культуре. И при этом нас почему-то убеждают, что нет других вариантов, а те организации, которые призваны нас защищать, призывают приспособиться ради экономии бюджета. Вопрос: на что пойдут сэкономленные на культуре средства?

А между тем есть немало вариантов привлечения дополнительных средств на нужды  культуры, науки, образования, если подходить с нетрадиционных позиций.

Щекинское химическое объединение «Азот», загрязнитель среды,  всегда было антагонистом расположенному рядом музею-заповеднику. Но ведь его не ликвидируешь – там работает 50 процентов населения района. И мы пошли другим путем – связались с международными организациями ЮНЕП, ЮНЕСКО, консалтинговыми фирмами, чтобы привлечь их внимание к вариантам модернизации «Азота» и сделать его производство экологически безопасным, притом и более производительным. И нашлись фирмы, согласные вложить в это дело свои инвестиции. В итоге все в выигрыше: музей и население получили экологическую защиту, объединение – выход на новый уровень производства, районная власть – пополнение налоговой базы. Просто важно все делать консолидированно, сообща искать выходы из трудных ситуаций. В том числе и на государственном уровне.

Михаил Пиотровский, директор государственного музеЯ «Эрмитаж»:

– Культура одна из немногих российских отраслей, которая абсолютно конкурентоспособна. По существу учреждения культуры доказали, что и в тяжелых условиях мы можем выживать, и та модель деятельности музеев, которая была при этом создана, жизнеспособна, работает. Мы получили сбалансированное согласование интересов государства, культуры и общества. Но мы как-то упустили момент, когда началось тихое снижение обязательств государства по сохранению культурного наследия, содержанию музеев. Теперь готовится новое законодательство.

Сейчас вот идет острая дискуссия в обществе по памятникам истории и культуры. Она не всегда корректна. Мы должны выработать стратегию, как сохранить эти памятники, для чего сохранить, а не просто ограничиться составлением реестров – что можно приватизировать, а что нельзя. Приватизация лишь один из путей решения проблемы. Есть и другие. К примеру, организация лотерей, как это делается в мире, сбор налогов с туристических фирм, которые постоянно используют в своей работе исторические памятники, и так далее.

Новые законы ограничивают автономию музеев, степень их самостоятельности. Все оказываются под бюджетным контролем при отсутствии бюджетного финансирования. Нам говорят, что будут созданы попечительские советы, которые будут осуществлять контроль. Но, может быть, надо создавать скорее не попечительские, а наблюдательные советы?
Мы собрались в очень нужное время, когда еще можем повлиять на принимаемые решения и что-то поправить в них. Что и постараемся сделать.

На расширенном заседании президиума Союза музеев России был принят ряд конкретных предложений, которые решено было довести до сведения депутатов Государственной думы РФ, которой предстоит принимать новое законодательство в сфере культуры.
Но разговор еще не завершен. Его участники надеются, что ситуацию сможет прояснить совещание директоров российских музеев, которое должно пройти в Москве в конце ноября – начале декабря.

Музеи и памятники Ярославская область Ярославль Центральная Россия