А на прошлой неделе Федеральная служба государственной статистики зафиксировала очередной рост цен на бензин в среднем по стране с 1 по 7 ноября на один процент. А с 12 по 18 ноября на 0,3 процента. Средние цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им выросли в среднем на два процента, а это, напомним, самый ходовой бензин, на котором перевозятся товары потребления. Бензин марок АИ-92 и АИ-95 показали рост в полпроцента, а дизельное топливо - на 3,1 процента. Повышение цен было отмечено в 57 субъектах РФ, наибольший темп роста был в Барнауле - 4,5 процента. Снижение было зафиксировано в четырех субъектах, самым существенным в Нальчике - на 0,5 процента.
Что касается мировых рынков, то на прошлой неделе наблюдалось снижение цен на энергоресурсы. Так, нефтяные контракты со сроком поставки на декабрь подешевели на Нью-Йоркской бирже на 0,76 доллара, до 46,11 доллара за баррель. С 25 октября, когда была достигнута рекордная отметка в 55,67 доллара за баррель, контракты на немедленную поставку нефти подешевели на 9 долларов, или 17 процентов. Толчком послужило решение Ирана, второго по объемам производства нефти члена ОПЕК после Саудовской Аравии, о прекращении с 22 ноября обогащения урана. Как считают аналитики, таким образом Тегеран сможет избежать санкций ООН, на которых настаивали США, что, в свою очередь, существенно разрядит напряженность в регионе. Кроме того, снижению цен способствовала информация о росте коммерческих запасов нефти в США. Они увеличились на два миллиона баррелей. Помимо этого биржевые аналитики отметили спад спекулятивной активности на нефтяном рынке, вызванный выводом оттуда средств нескольких крупных инвестиционных фондов, предполагаемое замедление темпов экономического роста в Европе и Китае.
Свой вклад в снижение цен внесло и Международное энергетическое агентство (МЭА), распространив доклад, в котором прогнозируется спад цен на сырую нефть и нефтепродукты в ближайшие месяцы. Правда, непонятно, откуда черпаются столь "смелые" для рынка энергоресурсов прогнозы, так как в докладе приводятся и цифры потребностей в энергоресурсах. В частности, посчитали в МЭА, средний спрос на нефть в текущем году составит 82,4 миллиона баррелей в день, в то время как в будущем году - 83,8 миллиона баррелей. Средний спрос на нефть в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличится на 2,71 миллиона баррелей в сутки. Правда, по мнению экспертов, недостающие объемы будут покрыты поставками из Ирака, после того как там прекратятся боевые действия. Снижение же цен на мировых рынках энергоресурсов чревато очередным повышением цен на бензин на российском внутреннем рынке.
Возвращаясь к антимонопольным мерам, которые должны ужесточить меры наказания на внутреннем рынке, необходимо отметить, что налоговые органы уже решили провести проверки во всех российских нефтяных компаниях, так как нефтяники главной причиной своих бед видят ужесточение налогового законодательства в области нефтедобычи, которое делает ее неприбыльной. В частности, считает член Экспертного совета по финансовым балансам промышленности Марина Пурмак, "налоговое законодательство в области нефтедобычи становится все более жестким, но одновременно уменьшает и привлекательность инвестиций. Этот замкнутый круг можно было бы разомкнуть, если пересмотреть правила амортизации основного капитала, сделать его более быстрым и эффективным, что позволило бы и инвестиции привлечь, и новые технологии применить". В качестве примера она привела такой факт: после закрытия скважин на фирме продолжает "висеть" остаточная стоимость дорог, оборудования скважин, кабелей и т.д. Следствием этого становится распространение так называемой "колониальной системы" эксплуатации месторождений. Суть которой состоит в том, что бурится несколько недорогих скважин, с их помощью снимают на месторождении прибыльные "сливки" и уходят с него, а большие залежи нефти так и остаются в земле. По мнению нефтяников, чтобы изменить такой подход к эксплуатации месторождений, надо как минимум изменить подход к амортизационной политике, что уже сделано во многих странах. В России пока амортизация не имеет собственной правовой концепции и регулируется законодательством только с целью извлечения налога на прибыль. В ближайшее время, считают и в Торгово-промышленной палате, необходимо заняться разработкой федерального закона об амортизационной политике. А иначе цены на бензин на внутреннем рынке будут расти и дальше.
Однако, несмотря на столь пессимистичные настроения российских нефтяников, иностранные инвесторы настроены более оптимистично. Их не пугают ни политические риски, ни изменения в налоговом законодательстве. По крайней мере такую точку зрения разделяют крупные иностранные компании. Большая часть иностранцев признает, что полной уверенности в отношении России у них нет, однако Россия - это страна с самыми крупными разведанными запасами нефти в мире. Взвесив все плюсы и минусы в виде политических и других рисков, многие принимают решение о приходе в Россию. Так что, вполне вероятно, в недалеком будущем в России можно будет наблюдать большее количество АЗС не только с иностранными названиями, но и с более низкими ценами на бензин. Более законопослушные иностранцы будут в отличие от российских прислушиваться к антимонопольным органам и не вступать в ценовой сговор.