Более того, как выяснилось, участники процесса до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же в конце концов является основной целью введения ОСАГО два года назад: обеспечение гарантированного возмещения ущерба пострадавшим в ДТП, в особенности ущерба, нанесенного жизни и здоровью, или же повышение безопасности дорожного движения. Впрочем, ни та, ни другая цель пока что не достигнуты.
В то же время Россия значительно опережает все развитые страны по аварийности, а цифры поражают воображение: число погибших в ДТП на 10 тысяч попавших в аварию автомобилей в 10 раз выше, чем в европейских странах, и в три раза выше, чем, например, в Южной Корее.
Что же касается граждан, многих из которых вынудили купить страховку ОСАГО под угрозой штрафных санкций, то они с неослабевающим интересом ждут, "будут все-таки менять тарифы или нет", а если будут, то в какую сторону. Между тем ни для кого не секрет, что, вводя ОСАГО, государство полагалось на расчеты страховщиков, которые не обладали для этого достаточной статистической информацией и пытались попасть "пальцем в небо", для надежности подправив результат лоббистскими усилиями.
Впрочем, как заявил на прошедших слушаниях глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, сейчас эти тарифы "можно оценить, как правильно угаданные", однако признал, что: "в некоторых случаях мы все-таки ошиблись". Завышенными оказались тарифы для "джипов в Москве" (в связи с коэффициентом, вводимым на мощность двигателя), а заниженными - тарифы для жителей небольших городов с населением менее 50 тысяч, а также тарифы для автобусов и такси. "Сомневаюсь, что мы готовы сейчас все это исправить", - заметил глава Росстрахнадзора.
Против изменения тарифов были приведены и другие аргументы, например, что из-за 16-процентной инфляции за время действия ОСАГО цены на ремонт автомобиля также выросли, а тарифы при этом не изменились.
Если же система возмещения убытков будет полностью "отрегулирована", то есть гражданам не будут под любым предлогом отказывать в выплатах или затягивать их, это, по расчетам Ломакина-Румянцева, дополнительно увеличит расходы страховщиков еще на 15%. И, наконец, с изменением медицинского законодательства и повышением выплат при нанесении ущерба жизни и здоровью расходы страховщиков возрастут еще на 80 процентов. Все это, по мнению экспертов, поставит многие компании на грань убыточности.
Так что автовладельцам, скорее всего, следует успокоиться и смириться с тем, что снижения тарифов не будет. И не забыть сказать "спасибо", если тарифы через какое-то время не повысят, дабы страховые компании не разорились.
На прошедших слушаниях практически все, в том числе и Ломакин-Румянцев, высказывались по поводу увеличения лимита ответственности страховщиков в случае получения травм или же смерти пострадавшего в результате ДТП. Сегодня не только суммы ( 240 тысяч рублей - максимальная выплата всем пострадавшим в ДТП), но и порядок этих выплат не отработаны. Достаточно сказать, что страховщик по существующему законодательству оплачивает счета медицинских учреждений только в том случае, если пострадавший докажет, что он не смог получить бесплатную помощь. Доказать это, как мы все понимаем, чрезвычайно трудно. Другая неувязка состоит в том, что в случае гибели человека в ДТП его родственникам выплачиваются лишь "похоронные" - 12 тысяч рублей, но ведь как раз в этом случае близкие погибшего могут рассчитывать на максимальное возмещение. Участники парламентских слушаний рекомендовали правительству прежде всего увеличить выплаты пострадавшим, но явно не указали, на сколько именно. Обсуждаемая сейчас цифра - 240 тысяч рублей, как максимальная выплата на каждого пострадавшего в ДТП.
1 декабря Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен внести в Думу ряд поправок к Закону об ОСАГО, а в последних числах декабря они пройдут первое чтение. Пока что в списке предложений РСА по внесению изменений в Закон об ОСАГО предложение об увеличении выплат в случае гибели или ранения людей отсутствует.