В России на дорогах людей гибнет больше, чем в локальных войнах. Южный регион не исключение. В первом полугодии этого года на автострадах погибло 2,4 тысячи человек. В округе увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, умножилось число раненых. Чаще всего ДТП происходят на самых населенных территориях - Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Невосполнимо горе людей, потерявших родных и близких. Иногда такая утрата становится не только личной бедой, но и государственной проблемой, если смерть уносит человека, наделенного большими властными полномочиями.
Сегодня - полковник, завтра - покойник
Самая громкая автомобильная катастрофа случилась 5 ноября на трассе Астрахань - Элиста. В ней погиб прокурор Астраханской области Александр Ус. 43-летний генерал юстиции направлялся на совещание в Краснодар. Рано утром неподалеку от села Приютное в Калмыкии джип, на котором ехал прокурор, сорвался в кювет и опрокинулся. Ус погиб на месте. Его водитель в тяжелом состоянии был доставлен в больницу, где умер, не приходя в сознание.
В ходе проведенного разбирательства следствие пришло к выводу, что причиной трагедии стали действия водителя. Он не справился с управлением на крутом повороте.
Александр Ус проработал в должности астраханского прокурора всего месяц. Он был назначен на новую должность в конце сентября.
Не прошло и двух недель, как стряслось новое ЧП. В Ставропольском крае в автомобильной аварии погиб полковник ФСБ Святослав Сенькевич. В районе Кавказских Минеральных Вод джип, в котором находился офицер, столкнулся со старенькой «копейкой». Сила удара была настолько велика, что полковника госбезопасности выбросило через лобовое стекло. Пострадавший скончался на месте происшествия.
В прокуратуре Северо-Кавказского военного округа сообщили, что по факту ДТП возбуждено уголовное дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека).
В тот же день печальный мартиролог пополнился новыми именами. На федеральной трассе Ростов - Баку погибли работники МВД. Водитель «Мерседеса», принадлежащего Главному управлению МВД РФ по ЮФО, пошел на обгон грузовика. Но не справился с управлением, и автомобиль врезался в дерево. От полученных в результате столкновения ранений скончались заместитель начальника Управления по координации сил и средств МВД РФ в Чеченской республике полковник милиции Александр Гончаров (он также руководил Управлением объединенной группировки МВД РФ в Чечне) и сам водитель.
В конце месяца в ДТП погибли начальник отдела уголовного розыска отдела внутренних дел Батайска (город-спутник Ростова) и трое сотрудников администрации Кисловодска. Кровавым выдался ноябрь.
Опасный уровень жизни
Большинство водителей, обслуживающих государственные структуры, пришло из ДОСААФ. Как говорят специалисты, там учат правилам вождения, но не учат реагировать на возникновение критических ситуаций на дороге. Методы преодоления кризиса приходится познавать на собственном опыте. Иногда горьком.
- Мастерство водителя начинается с умения преодолевать поворот, - считает председатель Федерации каскадеров Юга России Алексей Латоцкий, - с того, как он проходит узкие места. Особенно важно, чтобы водитель умел преодолевать занос на скользкой дороге на большой скорости.
Среди автомобилистов Алексей Латоцкий - признанный авторитет. Больше тридцати лет он ставит умопомрачительные автотрюки. Самый знаменитый среди них - «Горящая труба». С крыши автомобиля, движущегося на скорости 100 км/ч, каскадер прыгает через горящую трубу и приземляется снова на крышу автомобиля. Длина трубы, охваченной пламенем - шесть метров. Никто в мире не может повторить этот номер, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный автотрюк.
- Для водителя очень важно умение мыслить в нестандартной ситуации, - продолжает Алексей Латоцкий. - Для этого нужно забыть о педали тормоза. Но многие на это не способны. Ведь их не учили правильно действовать в угрожающей обстановке.
Одна из причин случившихся трагедий кроется, как ни странно, в качественном росте уровня жизни. В регионе наблюдается экономический подъем. Высокопоставленных чиновников обслуживают сейчас машины ведущих мировых производителей.
В то же время работают на иномарках обычные шоферы. Всю жизнь они крутили баранку неуклюжих советских автомобилей. Отечественные драндулеты сформировали у водителей соответствующую психологию вождения. За рулем чужой и очень дорогой машины они чувствуют себя неуверенно.
- Нередко можно видеть, что водитель, привыкший к отечественному автомобилю, с трудом осваивает престижную иномарку, - говорит Алексей Латоцкий. - Он ее боится. Боится поцарапать, боится побить. Ведь в случае аварии никакой зарплаты не хватит, чтобы возместить ущерб. Но когда возникает предаварийная ситуация, водитель должен рисковать автомобилем, чтобы спасти людей. Чтобы уйти от столкновения, особенно лобового, нужно бросить машину в кювет. Это понимает каждый водитель. Но страх перед дорогой машиной вынуждает его совершать неоправданные маневры на дороге. А иногда он просто застывает в оцепенении. Расплата бывает очень жестокой. Автомобиль превращается в гроб стоимостью сто тысяч долларов.
Все в нашей власти
Считается, что первые лица региона надежно защищены от неприятных эксцессов. Передвигаются они, как правило, в кортеже. Путь кортежу расчищают автомобили ГАИ. Тем не менее и тут не все гладко. Вспоминается случай, произошедший в апреле 2002 года на федеральной трассе «Кавказ» в районе Кавказских Минеральных Вод. Тогда в результате аварии пострадал заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе Николай Слепцов. В попытке избежать столкновения со встречным автомобилем водитель автомобиля, в котором ехал Слепцов, не справился с управлением и врезался в столб. Заместитель полпреда повредил ключицу и провел несколько дней на больничной койке.
Однажды в аварию едва не попал и сам полномочный представитель президента. Случилось это в июле 2001 года, когда тогдашний полпред Виктор Казанцев направлялся в Карачаево-Черкесию. Неожиданно на встречную полосу движения выскочил большегрузный МАЗ. Удар грузовика приняла на себя машина сопровождения полпреда. Погибли двое сотрудников милиции, находившиеся в ней.
Как видно, подготовка водителей может стать слабым местом в работе серьезных ведомств. Одна авария, которая уносит жизнь крупного руководителя, способна на несколько дней оттянуть решение важнейших вопросов. Однако пока нельзя говорить о масштабной угрозе органам власти со стороны слабых водителей. Приведенные примеры - это скорее очень яркая иллюстрация того, насколько опасны стали наши дороги. Если один за другим гибнут чиновники, которые имеют возможность использовать дополнительные средства безопасности, спецсигналы и - как ни крути - профессиональных водителей, то что уж говорить о рядовых участниках движения.
В общероссийских масштабах проблема подготовки водителей становится действительно серьезнейшим вопросом безопасности.
мнение |
Василий Алексеев, двукратный олимпийский чемпион, 79-кратный рекордсмен мира по тяжелой атлетике, обладатель титула «Самый сильный человек планеты»:
— У меня водительский стаж — 34 года. Но водить автомобиль меня никто не учил, я научился сам. Сейчас я езжу на микроавтобусе УАЗ-452. Это мой дом на колесах. Что касается подготовки современных водителей, то она, на мой взгляд, значительно уступает советской школе. Сейчас на дорогах полно крутой молодежи на дорогих иномарках. Амбиций у нее много, а умения водить — никакого. То же самое могу сказать о водителях высокопоставленных чиновников. Они никогда не соблюдают правила дорожного движения, считая себя хозяевами на трассе. Прут прямо в лобовую, никаких преград для них не существует.Однажды я ехал в сплошном тумане. Видимость — не больше 20 метров. И тут выскакивает иномарка и несется со скоростью 100 километров в час. Разве можно так ездить?