Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в пресс-службе минэкономразвития после первого в этом году заседания Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, рекомендовавшей правительству провести эту "уценку". По некоторым данным, постановление правительства о снижении таможенных тарифов может быть подписано уже в первом квартале 2005 года.
Напомним, этот вопрос почти год муссировался в кабинетах экономических министерств, таможенных и антимонопольных службах. При этом минэкономразвития и минфин предлагали радикальную "терапию" - полную отмену ввозных пошлин на все комплектующие запчасти и агрегаты, аналогов которым нет в России. Мол, только так в страну "потянутся" иностранные производители запчастей, а значит, будут созданы благоприятные условия для организации сборочных автопредприятий полного цикла. У минпромэнерго было другое мнение. Необходимо снижать таможенные барьеры дифференцированно с тем, чтобы не оставить на обочине "родных" производителей запчастей. И, замещая отечественные комплектующие более качественными зарубежными аналогами, поднять конкурентоспособность российского автопрома.
Теперь компромисс найден: пошлины будут снижать "индивидуально". А "тепличный" период государственного протекционизма в этой сфере, похоже, вообще подходит к концу. Как заметил в одном из недавних интервью замдиректора департамента промышленности минпромэнерго Николай Сорокин, "министерство позитивно относится к тенденции увеличения продаж иномарок в России, если эти автомобили производятся на территории страны. Сдержанно - когда новые автомобили ввозятся из-за рубежа. И негативно - если речь идет о подержанных авто".
Как бы то ни было, но в любом случае, по мнению экспертов, от полной отмены и частичного снижения пошлин выиграет отечественный потребитель. Ведь на российском рынке появится больше иномарок по относительно доступной цене. Кстати, в 2004 году объем продаж иностранных моделей в стоимостном выражении впервые превзошел продажи российских производителей. Так, по предварительным подсчетам, в 2004 году россияне ввезли из-за границы иномарок на 4,8 миллиарда долларов, а приобрели в России легковых автомобилей совместных предприятий почти на 2 миллиарда долларов. Доля же отечественных авто в их тратах составила 4,3 миллиарда долларов. При этом потребительские предпочтения россиян, по оценкам маркетологов, продолжают расти в сторону более надежных и комфортабельных машин. На этом фоне темпы роста производства на совместных российских предприятиях по сборке автомобилей только играют на руку этим предпочтениям. Если в 2003 году на совместных предприятиях было собрано 57 тысяч автомобилей, то в планах на 2005 год значатся уже 180-200 тысяч штук.
Справка "РГ"
2,2 млн. новых легковых автомобилей, по данным минпромэнерго, будет ежегодно продаваться на российском автомобильном рынке к 2010 году.
При этом до 1,2 -1,3 миллиона штук - выпускаться российскими автостроительными и автосборочными заводами.
400-450 тысяч машин в год составит производство автомобилей иностранных моделей на совместных предприятиях.
400-500 тысяч новых иномарок будут ввозить из-за рубежа.