02.03.2005 03:00
Digital

Слова приходят из Интернета

В Интернете постоянно возникают модные термины
Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3710)
Читать на сайте RG.RU

В русском собственных слов для новых понятий не появляется - мы просто используем английские термины. Возьмите хотя бы слово "веб" - замены для него нет. Разве что скажут иногда "страницы Интернета" или "Всемирная паутина" - но это когда в пятый раз не хочется повторять: веб, веб, веб. Или слово "сайт"? Мы с ним почти сроднились. И даже ужасное, корявое "броузер" и то не имеет разумных альтернатив. В русских версиях операционной системы Windows пишут "обозреватель". Но в жизни использовать его как-то не получается.

Чем дальше - тем больше новых терминов. Вот некоторые из них - для тех, кто хочет быть в курсе тенденций.

Комьюнити

Английское community - это, строго говоря, наше "сообщество". В случае Интернета говорят "сетевое сообщество". Но популярна и калька с английского: в их слове есть важный корень "комм" - он говорит о коммуникации. О коммуникации между людьми. В случае сетевых сообществ именно взаимодействие между участниками важнее всего. А как раз общности у них может и вовсе не быть. Наоборот, в компьютерных сетях информационная среда - единая (скажем, какой-нибудь сервер телеконференций), а взгляды и интересы могут быть очень разными. Это в случае Интернета и называют "комьюнити" - когда коммуникация важнее, чем unity (что переводится как "единство"). Способ взаимодействия важнее, чем единство взглядов и интересов. Посмотрите, например, на серверы знакомств или на пользователей службы мгновенных сообщений "Агент@Mail.ru". Они совсем не похожи друг на друга, но все-таки они вместе, на связи друг с другом.

Блог

Еще один пример комьюнити - это серверы онлайновых дневников. Например, популярные у нас LiveJournal.com или LiveInternet.ru. Такие дневники называют "блог", а их авторов - "блоггерами". Это слово - огрызок от web-log (log обозначает протокол, бортовой журнал, дневник событий). Но американцы не говорят об этом явлении diary, дневник. Все потому же - из-за новых, дополнительных смыслов. Дневник пишут в первую очередь для себя. Блог - для чтения другими. Тема дневника - события в жизни автора. Темой блога чаще становятся события в мире вокруг. Блог - простой способ завести свою страницу в Интернете. Можно забыть не только о сложностях программирования сайтов. Не нужно думать и о том, чем наполнить свою страницу. Форма (это "лента" из хронологически упорядоченных сообщений) определяет содержание. Становится понятно, что, как и для кого писать. Формат блога стал так популярен, что свои "интернет-дневники" заводят целые корпорации, чтобы рассказывать о жизни компании человеческим языком, а не сухими официальными пресс-релизами. Скажем, блог есть у самой модной интернет-компании Google. А недавно и сайт московского журнала "Большой город" превратился в блог, который ведет приглашенный автор Николай Данилов, широко известный в Интернете как Норвежский Лесной. Посетив www.bg.ru, вы получите прекрасное представление, что же это такое - блог.

Моблог

Это "мобильный блог": дневник, в котором вместо записей - фотографии. Как правило, сделанные камерой мобильного телефона. Вы снимаете мир вокруг и публикуете в "ленте" эти кадры, а потом смотрите картинки из жизни ваших виртуальных друзей и комментируете их. До нас эта мода еще не дошла. Но скоро будет здесь. Чтобы получить представление о том, как это работает, сходите на американский сайт textamerica.com.

Таггинг

Это еще одно новое и модное понятие, появившееся совсем недавно (в отличие от блога, которому не один год). Оно обозначает способ упорядочивания информации путем прикрепления к ней ключевых слов, ярлычков, по которым информация структурируется. Например, в упомянутом выше сообществе LiveJournal каждый участник указывает набор слов, которые описывают его интересы. Эти слова становятся ссылками, и, нажав на любое из них, можно получить список людей с такими же интересами. И интересную запись можно запомнить, прикрепив к ней ключевое слово, по которому позже можно будет ее найти.

На первый план новый механизм вывел модный американский сервер 43things.com. Его авторы утверждают, что первый шаг к достижению личных целей - составить их список. В котором должно быть 43 пункта. По мнению создателей сервиса, это оптимальное число. Затем можно найти в системе других людей с такими же задачами и взяться за дело вместе. Чтобы разница в формулировках задач не мешала поиску, используются все те же ключевые слова - tags. Наиболее популярные ярлычки вынесены на заглавную страницу сайта. Когда разнотипной информации много, такой простой способ ее упорядочивания работает лучше всего. Это и называется tagging.

Фишинг

А это слово не такое уж новое, но гораздо более неприятное. Фишинг - разновидность мошенничества. Пишется оно не как fishing (fish по-английски - рыба), а phishing. Но имеется в виду именно рыбная ловля, просто слово по-хакерски исковеркано. Потому что в роли рыбы выступают доверчивые люди, а рыбаком оказывается мошенник. Негодяй рассылает по электронной почте письма, подписанные какой-нибудь известной организацией - например банком или интернет-провайдером. Оформлены они как настоящие - с правильными логотипами и грамотным текстом. В письме сообщается что-то вроде "В целях безопасности проводится замена паролей в нашей системе, пожалуйста, замените пароль в течение трех дней, иначе ваш счет будет заблокирован". Нажав на ссылку в письме, человек попадает на страницу сайта, которая выглядит в точности как настоящая. А что адрес у сайта другой, даже искушенный пользователь может не заметить. Так мошенник получает пароль пользователя. Или другую его секретную информацию. Поэтому многие организации предупреждают: "Мы никогда не просим сообщать ваш пароль, не верьте таким письмам". Будьте осторожны, отправитель письма может быть не тем, за кого себя выдает. Но люди доверчивы, поэтому фишингом занимаются все новые и новые мошенники. И масштабы таких преступлений велики. По данным американской исследовательской компании TowerGroup, в 2004 году "рыбаки" похитили 137 миллионов долларов. И это - минимальная оценка. Более известные аналитики - компания Gartner - утверждают, что на долю фишинга приходится существенная часть из тех 2,4 миллиарда долларов, которые американцы теряют из-за различного мошенничества с банковскими счетами.

Интернет