Что же нового хотят предложить автолюбителям страховщики? Первое и, по-моему, наиболее серьезное нововведение касается суммы выплат. Она больше не ограниченна 400 тысячами рублей. Она больше вообще не ограничена. Но не для всех. По части возмещения вреда по "железу", то есть вреда, причиненного имуществу, суммы остались прежние: 160 тысяч рублей в случае, если несколько потерпевших, 120 тысяч рублей - если потерпевший один. Но в части вреда, причиненного жизни или здоровью, после принятия данного законопроекта страховщики больше не будут делить лимит в 240 тысяч рублей на всех пострадавших. Поправки в закон предлагают возмещать ущерб жизни и здоровью в размере 240 тысяч рублей на каждого пострадавшего.
Выплаты по жизни и здоровью станут проще в тех случаях, когда страховщик обанкротился, когда вред причинило неизвестное лицо или лицо, незастрахованное по ОСАГО. Теперь все эти вопросы возложило на свои плечи РСА. То есть если пешехода сбила машина и скрылась с места ДТП, то подавать требование о возмещении ущерба надо в РСА, а не в суд, как было до сих пор.
Еще одна поправка поколебала институт независимой технической экспертизы. Но несильно. В мелких случаях без потерпевших и по согласию между страховщиком и страхователем законопроект предлагает отдать осмотр повреждений на представителя страховой компании, без проведения технической экспертизы. Еще раз повторюсь: только в том случае, когда есть согласие между пострадавшим и страховой компанией на сумму ущерба. Это заметно может ускорить процесс выплат. Но если согласия нет, то независимая техническая экспертиза все-таки потребуется.
До недавнего времени продолжались споры, в том числе и судебные, о том, что некоторые компании отказывали в выплатах по той причине, что пострадавший при подаче документов, но до проведения экспертизы не обозначил сумму, на которую претендует. Нонсенс? Теперь этот момент будет решен. Эта строка покинет 13 статью закона об ОСАГО.
До сих пор продолжаются споры, что такое "территория преимущественного использования транспортного средства"? Человек прописан в одном месте, пользуется машиной по доверенности другого человека, который живет в другом месте, но "пользуется" транспортным средством в третьем месте. По какому коэффициенту он должен расплачиваться за страховку? Наконец, это понятие объяснено: оказывается, для физических лиц - это место жительства собственника транспортного средства, по которому производится постоянная или временная регистрация транспортного средства. То есть, если вы пользуетесь машиной по доверенности, то страховые тарифы вам будут выписаны по месту регистрации транспортного средства.
Еще одно нововведение, которое предлагают страховщики, это чтобы адреса страховщика и его представительств, контактные телефоны выдавались страхователю в письменном виде.
Надо сказать, что руководство РСА сразу оговорилось, что это отнюдь не популистские меры - все предложения строго просчитаны. Возможно, в них внесут свои коррективы депутаты, возможно, к третьему чтению они и сами что-либо добавят или предложат убавить, но, по словам главы РСА Андрея Кигима, страховщики стремятся привести наше обязательное страхование к принятому в Европе.