Самая жесткая конкуренция в ближайшее время ожидается в сегменте "массовых иномарок" по цене от $11 000 до 15 000. В этой ценовой категории уже сейчас наблюдается бурный рост потребительской активности. Кроме того, большая часть программ кредитования (сегодня почти каждый третий новый автомобиль покупается в кредит) распространяется именно на этот диапазон, подстегивая экспоненциальный рост продаж.
По оценкам PricewaterhouseCoopers, позитивные изменения в структуре спроса коснулись прежде всего иномарок российского производства. В 2004 году объем продаж в данном сегменте составил 120 тысяч автомобилей, что в 2,2 раза превышает показатели предыдущего года. Также в 1,7 раза вырос спрос на новые автомобили, произведенные за рубежом, при этом импорт столь популярных ранее подержанных иномарок за минувший год сократился более чем на четверть.
На рынке иностранных автомобилей развернулась настоящая битва за предпочтения россиян. В сложившейся ситуации появление новых иномарок отечественного производства обещает внести в сложившуюся "расстановку сил" существенные коррективы.
В августе 2005 года на ОАО "ИжАвто" (Удмуртия) стартует серийное производство корейской модели KIA Spectra. Этот проект является результатом соглашения, заключенного управляющей компанией "ИжАвто" Группой "СОК" с KIA Motors Corp. в 2003 году.
Характерно, что "ИжАвто" будет делать машины методом "полной сборки", включая сварку и окраску кузова на современном оборудовании KIA Motors, фирм DURR и Donghee. Таким образом, "ИжАвто" станет первым и единственным заводом в России, который будет выполнять полноценную промышленную сборку автомобилей КИА - сегодня на калининградском предприятии "Автотор" КИА собирается методом DKD. Дополнительную интригу в ситуацию вносит пока не подтвержденная информация, согласно которой концерн KIA Motors в скором времени может полностью отказаться от DKD-сборки в России и Европе. Если этот слух подтвердится, то "ИжАвто" - второй по величине производитель легковых автомобилей в России после "АвтоВАЗа" - получит все шансы стать монопольным производителем КИА на территории страны.
Кроме того, Группа "СОК" может получить статус официального дистрибьютора КИА в России, поэтому в ближайшее время может предложить своим потребителям всю модельную линейку корейского концерна и привлечь к программам автокредитования ведущие зарубежные банки.
И хотя автомобильные эксперты соглашаются с тем, что "Спектра" прямых конкурентов не имеет - по классу, соотношению размеров и возможностей она позиционируется чуть выше тех иномарок, которые сейчас предлагаются в том же ценовом диапазоне, именно этот автомобиль составит реальную конкуренцию и для отечественных моделей, и для недорогих иномарок российской сборки типа Renault Logan, Ford Focus или Hyundai Accent.
Официальная цена на ижевскую "Спектру" будет объявлена в апреле, но уже сейчас можно сказать, что в базовой комплектации автомобиль обойдется покупателю в $11,5-12,5 тысячи. В эту цену уже включены две подушки безопасности, гидроусилитель руля, регулируемая рулевая колонка, стеклоподъемники. КИА "Спектра" максимально адаптирована для российских условий - в базовую комплектацию входит пакет "плохая дорога" (усиленная подвеска). Также у КИА "Спектра" есть хорошие возможности по локализации и как следствие - снижению розничной цены, так как холдинг "СОК" профилирован на производство как самих автомобилей, так и комплектующих.
Планы Группы "СОК" по производству 8 тысяч КИА "Спектра" за первые полгода и последующему выходу на уровень выпуска до 40 тысяч автомобилей в год, - могут серьезно изменить сложившийся рыночный профиль. Очевидно, что появлению "Спектры" на рынке никто из конкурентов не обрадуется. И уже сейчас в ход идут любые аргументы против будущего ижевского фаворита.
По мнению экспертов, нападки на КИА "Спектра" не обоснованы. Ажиотаж, поднятый вокруг этого проекта, косвенно подтверждает конкурентоспособность предложения "ИжАвто", свидетельствуя об остром нежелании некоторых автопроизводителей делить рынок с новым игроком.
КИА "Спектра" ижевской сборки прошла полноценную сертификацию по безопасности. В течение 2004 года автомобиль прошел многочисленные испытания на полигоне НИИЦИАМТ (г. Дмитров Московской области) на соответствие правилам Европейской экономической комиссии ООН. Машина проверялась почти по 20 параметрам, успешно прошла тесты на нормы токсичности, управляемость и устойчивость, крэш-тест (фронтальный удар со смещением о деформируемое препятствие). Автомобиль не подвел - как показал анализ данных черного ящика, КИА "Спектра" обеспечивает должный уровень безопасности водителей и пассажиров.
Правда, когда речь идет о конкуренции, о "послужном списке" КИА "Спектра" не вспоминают. А ведь несколько лет назад, когда корейские предприниматели пробивались на авторынок США, автомобили KIA проходили все тесты по американским стандартам безопасности. В 2002 году KIA Spectra получила в Соединенных Штатах статус "Зарубежного автомобиля года". Что касается самой марки КИА, не так давно представленной в России, по итогам прошлого года она попала в первую десятку рейтинга самых продаваемых в нашей стране иномарок.