Любопытно, что среди заявителей, обратившихся в КС, большинство имеют служебный автотранспорт: запросы направили 94 депутата Госдумы от всех фракций, члены Госсобрания Республики Алтай,представители парламента Кабардино-Балкарии (правда, отозвавшие свое заявление к началу слушаний), члены Волгоградской облдумы. И только одно физическое лицо - гражданин Сергей Шевцов. Впрочем, за всеми ними скрывалась миллионная армия автолюбителей.
Заявители нашли в законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" массу нарушений: по их словам, их принуждают к заключению договора страхования, малоимущих и пенсионеров закон лишает возможности пользоваться своим имуществом (страховые платежи многим просто не по карману), закон не гарантирует полного возмещения ущерба. Недовольны оказались и те автовладельцы, которые имеют по два и больше автомобиля - на каждый им приходится заключать новый полис. Впрочем, Михаил Козюк, представлявший вчера в суде интересы волгоградских жителей, упирал на защиту малоимущих водителей: "В нашей области страховка больше, чем месячная пенсия, идея автогражданки в социальном государстве конституционно ущербна". Он также указал, что в отдаленных поселках области автомобиль - "это жизнь".
Со смыслом жизни решительно поспорил представлявший федеральную службу страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. Он тоже не слишком доволен законом. Так, он привел в пример, что возмещение вреда потерпевшим, если их в одном автомобиле было несколько, по закону раскладывается на всех и сумма страховки фактически значительно уменьшается. В то же время он привел как факт, что 98 процентов машин в России уже стоят на учете: "К сожалению, машины сейчас не по карману большинству из тех, кто приобретал их много лет назад, но продолжает использовать". Представитель Госдумы в КС Елена Мизулина, признавая недостатки действующих норм, заметила: "Трудно требовать от закона, который принимался с такими проблемами, сразу идеальной модели". Это не помешало ей попытаться указать конституционным судьям на неправомерность рассмотрения ими концепции закона. Впрочем, судей ее замечание ничуть не смутило. Но самым странным выступлением оказалась речь эксперта профессора Высшей школы экономики Юрия Фогельсона. Не выступая против концепции (по его мнению, "автомобиль никогда не находится под полным контролем человека и может самопроизвольно проявить свои вредоносные свойства"), он фактически разнес большинство норм в пух и прах. Оказалось, что ни с точки зрения борьбы с коррупцией, ни с точки зрения возмещения вреда жизни или здоровью, ни с точки зрения безопасности автовождения закон и особенно введенные правительством правила применения оного не решают. По его данным, каждый пятый страховой случай в нашей стране содержит признаки мошенничества с участием сотрудников ГИБДД. Слушания по делу будут продолжены сегодня.