"Всегда, когда принимаются социально значимые законы, есть недовольные и справа, и слева - и те, у кого две-три машины, и те, у кого лишь старый "Запорожец", - так начал защиту Закона об ОСАГО представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. Как и представители законодателей в КС, Барщевский ничуть не собирался закрывать глаза на недостатки закона, он напомнил, что в правительстве очень тщательно следят за действием этого акта и уже в июне в графике работы Белого дома стоит обсуждение проблемы ОСАГО.
Напомним, что депутаты Госдумы, волгоградского и алтайского парламентов, а также гражданин Сергей Шевцов обратились в КС с просьбой признать ряд норм закона неконституционными. Суть их позиции можно было бы выразить следующим образом: закон бьет по малоимущим и пенсионерам, лишает собственников права свободно распоряжаться собственностью, а страховые платежи фактически стали дополнительным налогом.
"Мы не должны забывать о второй группе - о потерпевших", - напомнил вчера глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. По его данным, каждый год на российских дорогах погибают около 30 тыс. человек, более 100 тыс. человек становятся инвалидами - всем им Закон об ОСАГО дает пусть не до конца восполняющую ущерб, но все же компенсацию. Он также выразил недоумение позицией заявителей: если 100 долларов страховых платежей в год ставят некоторых водителей на грань выживания, то что же с ними будет, если по результатам ДТП им придется платить, скажем, 20 тыс. рублей? Еще более категоричен был Михаил Барщевский, поинтересовавшийся, откуда берутся у тех же водителей в течение года деньги на бензин, если они не могут найти 100 долларов на минимальный страховой платеж.
Не до конца отрицал пользу закона и представитель Движения автомобилистов Леонид Ольшанский. Указав на ряд недостатков, он также предложил КС порекомендовать в своем решении лишить правительство права составлять правила ОСАГО и вернуть право устанавливать, например, перечень документов по возмещению вреда Думе. Слегка изменилась ко второму дню заседаний и позиция представителя заявителя из Волгограда Михаила Козюка, он также признал в своем заключительном слове необходимость законодательной защиты в случаях причинения вреда здоровью и жизни граждан (в этом с ним согласился и алтайский депутат Даниил Табаев). Да и кого бы не впечатлила статистика из справки Генпрокуратуры: за 2003-2004 годы в дорожно-транспортных происшествиях в России погибли 71 тыс. человек (втрое больше, чем за 11 лет в Афганистане), 495,2 тыс. человек были ранены, причем более 51 тыс. из них - дети. "Депутаты Волгоградской облдумы достаточно обеспеченные люди, и для них ОСАГО не проблема", - вынужден был признать Козюк, но сражаться против закона не перестал. "Государство должно думать не о возмещении вреда, а о недопущении вреда", - и тут представитель волгоградцев предложил заняться дорогами и плохими автомобилями.
Поправки к Закону об ОСАГО готовятся сейчас и в Думе, и в правительстве. Так, Михаил Барщевский вчера предположил, что по итогам мониторинга действия закона могут появиться такие нововведения, как "страховка выходного дня" (для тех, кто пользуется машиной лишь в субботу-воскресенье) или "сезонная страховка" (для дачников - с 1 апреля по 1 ноября). Кроме того, ущерб потерпевшему в ДТП должна возмещать, с точки зрения Барщевского, "своя" компания, заинтересованная в клиенте, а не страховщики причинителя вреда. "Безответственно говорить о том, что закон не был нужен, это очень социальный закон, ведь за каждой смертью семья погибшего, - считает представитель правительства в КС, - а вот льгот по платежам не будет, хватит халявы!" "Пользование машиной - это роскошь, и за нее нужно платить", - подвел черту адвокат Андрей Змойро из Российского союза страховщиков. Решение по делу будет вынесено в течение двух-трех недель.