По их оценкам, соответствие инспектора дорожно-патрульной службы имиджу справедливого стража порядка по сравнению с предыдущим годом претерпело изменения. Мнение пешеходов, водителей и пассажиров изменилось в лучшую сторону. Однако и водители, и даже сотрудники инспекции, исходя из собственного опыта общения, назвали инспектора ДПС полновластным и не всегда справедливым "хозяином" дорог, а в некоторых ответах – даже вымогателем и взяточником. Поэтому неудивительно, что ответы респондентов на вопрос о необходимых качествах сотрудника Госавтоинспекции совпали: всем хочется, чтобы это был справедливый, честный, компетентный, вежливый, порядочный, внимательный и аккуратный человек.
Анализ результатов опроса позволил оценить деятельность не только ДПС, но и других служб Госавтоинспекции. Мнения сторон в основном совпали. Так, положительно оценили работу регистрационно-экзаменационных подразделений 60 процентов участников дорожного движения и 71процент сотрудников. Более половины участников (68 процентов) удовлетворены системой организации технического осмотра, 16 процентов – нет. Сотрудники Госавтоинспекции дали похожую оценку: 78 процентов – положительную, а 12 процентов – отрицательную.
Несколько изменились показатели оценки организации работы по оформлению и разбору ДТП. Более половины участников ею удовлетворены, а 13 процентов опрошенных – нет.
Достаточно большое число участников движения (88 процентов) устраивает работа подразделений административной практики и дознания, 5 процентов – не устраивает. Сотрудники Госавтоинспекции были более категоричны: удовлетворены работой – 93 процента, а не удовлетворены – всего два.
Что касается "шоферских грехов", то здесь водители оказались достаточно откровенны и самокритичны: 40 процентов опрошенных водителей сознались в том, что им приходилось управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Почти трети участников движения импонирует идея разрешения минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя. Отрицательно к этому относятся около половины опрошенных водителей. Инспектора, что неудивительно, более категоричны: 75 процентов против каких бы то ни было "допустимых норм", и лишь 13 процентов – "не возражают" (может, сами грешны?). За то, чтобы подвергать водителей, подозреваемых в управлении машиной в нетрезвом состоянии, медицинскому освидетельствованию, высказались более половины и сотрудников ГИБДД, и водителей – 62 и 64 процента соответственно.
Любопытные ответы получились на странный для владельца авто вопрос – "Изучали ли вы Правила дорожного движения?". Более половины сотрудников инспекции убеждены, что участники дорожного движения правила знают недостаточно и поэтому их не соблюдают, а 4 процента уверены, что водители правил не знают вовсе. Только 7 процентов людей в форме не имеют претензий по этому вопросу.
Однако участники движения с такой оценкой не согласны. 62 процента из них отметили, что специально изучали правила движения в автошколах с целью обучения управлению транспортными средствами; 27 процентов водителей и пешеходов утверждают, что изучали ПДД самостоятельно, и лишь десятая часть призналась, что никогда не делали этого.
На вопрос, что способствует нарушениям правил дорожного движения пешеходами, на первом месте у участников движения оказался ответ: "Желание пешеходов "побыстрее" перейти дорогу, надеясь, что водитель объедет их или пропустит"; на втором месте) – "отсутствие или недостаточность знаний ПДД". Разделяет такую точку зрения и более половины сотрудников ГИБДД.
Больше половины водителей считают, что на их более ответственное отношение к соблюдению Правил дорожного движения повлияло введение в действие нового Административного кодекса. Но с этим согласны лишь 34 процента инспекторов. Введение в действие нового кодекса, по мнению респондентов, позитивно сказалось на снижении фактов вымогательства и других нарушений законности со стороны сотрудников Госавтоинспекции, что отметили 25 процентов участников и 43 процента сотрудников. Вместе с тем не увидели никаких изменений – 43 и 30 процентов соответственно.
Кстати, о дисциплине и законности. В прошлом году к дисциплинарной ответственности были привлечены 142 сотрудника Госавтоинспекции, в том числе 74 – по инициативе управления ГИБДД. 14 человек нарушили закон. За различные нарушения служебной дисциплины, в том числе и поборы, из органов внутренних дел уволены девять сотрудников.