21.04.2005 04:10
Экономика

Кудрин и Греф о долговой политике на 2006-2008 годы

кабинету министров на инвестиции
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3751)
Читать на сайте RG.RU

Так, экономист Герман Греф и финансист Алексей Кудрин разошлись недавно в вопросах о цене отсечения (стоимости барреля нефти, при превышении которой все доходы бюджета должны направляться в Стабфонд. - "РГ"), финансировании инвестиционных проектов и создании свободных экономических зон.

Сегодня и Кудрин, и Греф в очередной раз будут приводить аргументы в защиту собственных позиций в проведении долговой политики. Предложения главного финансового ведомства по долговой политике на 2006 - 2008 годы, похоже, кардинально разошлись с представлениями экономического ведомства. Так, минэкономразвития "считает принципиально неправильным положения о целесообразности отказа от привлечения новых займов международных финансовых организаций". Ведомство Кудрина тем не менее доказывает, что направлением долговой политики является не отказ, а минимальное привлечение новых кредитов МФО и ускорение погашения имеющихся обязательств.

Несмотря на то что предложение о досрочном погашении долга Парижскому клубу с дисконтом главному финансовому ведомству так и не прошло, Кудрин надеется на то, что в ближайшее время с кредиторами все же удастся договориться. Правда, похоже, о дисконте никто уже и не вспоминает, объясняя, что досрочное погашение всего клубного долга по номинальной стоимости позволит ежегодно сокращать расходы федерального бюджета на обслуживание этого долга в размере 2,5 миллиарда долларов. "Высвобождающиеся средства будут направляться на социальные и другие цели", - благородно отмечает главный финансист. Впрочем, есть и другая сторона вопроса. Кудрин надеется на то, что ускоренное погашение клубного долга наконец укрепит позиции страны как полноправного члена "восьмерки", в том числе и в сфере финансово-экономического взаимодействия. Правда, у членов финансовой "семерки" мнение на этот счет совершенно однозначное, и председательствование России в G-8 никак не приблизит приставной стул российского финансиста к общему столу обсуждений.

Не удалось главному экономисту убедить своего несговорчивого коллегу финансиста и в отсутствии негативных последствий для федерального бюджета и макроэкономической ситуации в случае предоставления дополнительных госгарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. На аргументы, выдвигаемые Грефом, о возможности досрочного погашения ипотечных кредитов у Кудрина есть свой ответ. "Невозможно рассчитывать на досрочное погашение и уменьшение сроков погашения ипотечных кредитов, поскольку практика досрочного погашения кредитов сформирована в условиях повышения реальных доходов населения, повышения цен на недвижимость, падения процентных ставок на рынке. При возможном изменении макроэкономической ситуации поведение заемщиков будет диаметрально противоположным", - разъясняет Кудрин в письме правительству.

Сегодня же кабинету министров предстоит обсудить еще одно творение их финансового коллеги Алексея Кудрина. Главный финансист представит и среднесрочный финансовый план, рассчитанный на основе утвержденных сценарных условий министерства экономического развития. Несмотря на показательную выволочку, устроенную министром финансов правительству, когда он представил основные проектировки бюджета-2006, в которых не было предусмотрено удвоения пенсий и повышения денежного довольствия военнослужащих, и уж тем более средств на создание инвестиционного фонда, нынешние показатели трехлетнего финансового плана частично все же включают необходимость увеличения социальных расходов. В отличие от параметров федеральных бюджетов предыдущих лет, проектировки ожидаемой оценки исполнения главного финансового документа на 2005 - 2008 годы обеспечивают покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в 2006 году составит 73 миллиарда рублей, в 2007-м - 72 - 79 миллиардов и в 2008-м - 154 - 157 миллиардов рублей.

Правда, инвестрасходы ведомство Кудрина так и не спешит увеличивать. "В состав инвестиционных средств включены расходы федерального бюджета, направляемые на ФЦП (за исключением текущих расходов по ФЦП развития Татарстана и Башкортостана, а также судебной системы на 2002 - 2006 годы) и государственную поддержку малого предпринимательства", - говорится в документе. Всего на эти цели минфин готов пожертвовать 368,2 миллиарда рублей. Но, по разным экспертным оценкам, на предполагаемые инвестиционные расходы не хватает от 100 до 300 миллиардов рублей.

Федеральный бюджет Социальный фонд Минфин Минэкономразвития