Розничная цена на бензин марки Аи-95 в России не может подняться до уровня одного евро. Так представители Союза нефтепромышленников России прокомментировали высказывания экспертов и представителей нефтяного бизнеса о неизбежности скорого роста цен на моторное топливо до европейского уровня, передают "ФК-Новости".
Тем временем индекс потребительских цен на бензин за январь-апрель составил 103 процента (с начала года - 101,4 процента), индекс цен производителей - 112,6 процента (с начала года - 100,4 процента). По данным Федеральной службы государственной статистики, в апреле потребительские цены на бензин марки Аи-80 увеличились на 2,9 процента, марки Аи-93 - на 3,2 процента, а на 95-й бензин - на 2,9 процента. Повышение потребительских цен на бензин было отмечено в 78 регионах. Самое значительное повышение цен произошло в Республике Тыва - на 12,3 процента. Без изменения цены остались в 8 регионах. Снижение было зафиксировано в 3 субъектах РФ, в том числе в Еврейской автономной области - на 0,2 процента. В Москве и Санкт-Петербурге цены повысились на 4,3 и 2,0 процента соответственно.
При этом, отмечают российские статистики, в апреле было зафиксировано и снижение добычи нефти на 3,4 процента по сравнению с предыдущим месяцем. Первичная обработка нефти составила 16,1 миллиона тонн, что на 2,1 процента меньше, чем в марте текущего года. Одновременно с этим статистики зафиксировали и рост цен товаропроизводителей на 12,1 процента с начала года.
Следуя и дальше такими темпами с ростом цен на бензин на внутреннем рынке, отмечают эксперты, можно ожидать дальнейшего роста энергоресурсов. Тем более что Евросоюз продолжает настаивать на приравнивании цен в России к мировым ценами на энергоресурсы. И, похоже, что в связи с этим фактором роста глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил о создании госрезерва нефтепродуктов и системы биржевой торговли ими. Таким образом, считает он, будет создан рыночный механизм регулирования цен на российской рынке бензина. Предполагается, что резерв этот составит порядка полутора миллионов тонн нефтепродуктов. По его мнению, такого запаса будет достаточно, чтобы исключить сезонные колебания цен на бензин.
В свою очередь глава Союза нефтепромышленников России Юрий Шафраник считает, что "нет экономических, политических и социальных последствий для того, чтобы в занимающей одно из первых мест в мире по добыче нефти стране цены поднялись до такого высокого уровня, как один евро, даже в достаточно длительной перспективе". Для того чтобы снизить цены на бензин в России до уровня США, по мнению Ю. Шафраника, необходимо вмешательство государства, он отметил при этом, что в Америке существует иная система налогообложения топливного бизнеса. Если российское правительство, вторят ему нефтяники, пересмотрит систему налогообложения отрасли и предпримет ряд других мер, например, по созданию такого же действенного антимонопольного права, как в США, тогда будет возможно повлиять на стабильность розничных цен. Однако отметим, что в США 80 процентов в цене бензина составляют налоги, и тем не менее цены там неизмеримо ниже, чем в России. Но вот то, что касается антимонопольного законодательства, то американскому руководству проще бороться с ценовым беспределом нефтяных компаний. И это, к слову, признают и российские чиновники, которые все больше склоняются к наличию сговора между нефтяниками. Так что вполне вероятно, что российские "нефтяные бароны" будут стремиться довести цены на бензин на внутреннем рынке до европейского уровня: чуть выше, чем один евро за литр. Правда, очень хорошего бензина.