Необходимость их внесения возникла в связи с принятым в декабре прошлого года Федеральным законом о новых принципах наделения полномочиями глав регионов.
Одновременно страсти по уставу разгорелись и до сих пор не утихли в структуре ступенькой пониже - в ярославском муниципалитете. Здесь тоже есть необходимость до 1 июля в рамках реформы местного самоуправления устав города привести в соответствие с федеральным законодательством.
Озаботившись проблемой еще несколько месяцев назад, городские власти создали специальную рабочую группу по разработке поправок в устав. И тут на арену выступила группа депутатов-предпринимателей, объединившихся не так давно во фракцию с претенциозным названием "Новый город". Они представили свой, как было заявлено, альтернативный проект ярославского устава. Хотя прежде сами же и определяли процедуру работы над поправками в городской устав.
Кстати, как потом заметили некоторые поднаторевшие специалисты, этот альтернативный вариант удивительно был похож на устав, разработанный в одном далеком сибирском городе и вывешенный на официальном сайте. Возможно, сказалась недавняя студенческая привычка передирать при помощи Интернета готовые рефераты, курсовые и дипломные работы.
Ну да не в этом суть. А в том, что собственно альтернативного и реформаторского решила внести "оппозиция".
Во-первых, оппозиционеры решили оставить о себе память как о рьяных борцах за чистоту русского языка. Действующее уже тринадцать лет прежнее название, муниципалитет, стало претить им своим иностранным происхождением. А посему представительный орган власти переименован был в Думу города Ярославля, причем Думу обязательно с большой буквы, видимо, для большей значимости.
Осознание собственной значимости проявилось и в попытках наделить себя в полной мере всевозможными правами и полномочиями - этому в альтернативном проекте посвящено почти пять листов. Что касается исполнительной власти, то бишь мэрии, то ей отведена одна-единственная страница.
В желании заручиться как можно большими полномочиями депутаты-предприниматели так переусердствовали, что решили взвалить на законодательную ветвь власти совершенно несвойственные ей функции. Например, "определение порядка организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов". Вообще-то это обычная рутинная работа департамента городского хозяйства - одного из подразделений исполнительной власти, но никак не представительных органов.
Посчитали депутаты себя классными специалистами и в сфере… родовспоможения и в своем проекте устава отнесли к своим собственным полномочиям определение порядка организации этого специфического вида услуг, а также "скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи".
Непомерно расширив свои полномочия, оппозиционеры запросили для себя отдельный административный аппарат. До сих пор делами, связанными с работой мэрии и работой муниципалитета, занималось оргуправление мэрии. Точно так же и специалисты юридического управления работали по необходимости и с исполнительной властью, и с депутатами. И вполне успешно. Во всяком случае, никто не жаловался. Но есть же свой собственный аппарат у областной думы, решили младодепутаты, а значит, надо и им его заиметь, несмотря на неизбежные бюджетные расходы.
Свою лепту внесли и в структуру устройства власти, предложив выделить в отдельную самостоятельную структуру еще и контрольно-счетную палату, которая сейчас подчиняется муниципалитету. Правда, кому все-таки в таком случае должна подчиняться эта структура - напрямую федеральной Счетной палате или же стать полностью самостоятельным органом, который будет работать по своим собственным планам, - так и осталось неясным.
Есть в альтернативном варианте и положение о невозможности занятия главой города своего поста более чем два срока. И предложение о том, чтобы все заместители городскогог главы утверждались на сессии муниципалитета. Логика реформаторов вполне прослеживается - взять под контроль исполнительную власть и внедрять в ее структуру своих людей.
комментарий |
Владимир Голов, председатель муниципалитета:
- Прежний устав города принимался в 1995 году. Получился он грамотный, и потому город нормально жил по нему десять лет. Конечно, за эти годы, особенно за последние, произошли значительные изменения в законодательстве, поэтому поправки вносить необходимо. Я считаю, что рабочая группа подошла к этому очень ответственно, была проделана большая работа.
Что же касается альтернативного варианта, созданного молодыми депутатами, то отдельные его положения имеют право на существование и могут обсуждаться, но в целом документ является менее глубоким и проработанным. Больше всего удручает желание взвалить на представительный орган власти несвойственные ему функции.
Основная задача муниципалитета - контроль за исполнением бюджета, поиск путей его наполнения, резервов, разработка и принятие долгосрочных и перспективных программ развития города. Две ветви власти должны работать вместе на пользу города.