Для России это не просто очередное предприятие по сборке иномарок. А для японцев - не только сорок первый зарубежный филиал "Тойоты". Недавно обогнав "Форд", этот концерн стал вторым после "Дженерал моторс" производителем автомашин в мире. Занимая 38 процентов отечественного рынка, "Тойота" задалась целью через пять лет обрести 15 процентов рынка мирового.
Дело не в одних количественных показателях. Питерская прописка "Тойоты" может внедрить в наш отечественный автопром тот культ качества, который сделал японский концерн победителем на мировых рынках. Помимо радикального повышения технологического уровня отрасли, завод в Шушарах позволит запустить на российской земле уникальные механизмы, сохраняющие рабочим у конвейеров творческий характер их труда.
В цехах автозаводов "Тойота" бросаются в глаза доски почета с портретами передовиков, схемы внедренных новаторами рационализаторских предложений. Во всем чувствуется стремление создать не только материальные, но и моральные стимулы, утвердить у людей чувство причастности к успеху предприятия.
Еще в 70-х годах "Тойота" явилась колыбелью "кружков контроля качества". Его стали проверять не на конечном продукте, а на каждой операции. Было решено не разделять производство и контроль, не противопоставлять одно другому. Дело не в том, чтобы наказать бракодела, а в том, чтобы своевременно выявить и устранить причины возможных дефектов.
В довоенные годы Страна восходящего солнца наводняла азиатские страны дешевыми, но второсортными товарами. Сломать этот стереотип было нелегко. Именно "Тойота" с помощью "кружков контроля качества" внесла решающий вклад в формирование высокой репутации японских автомашин.
Когда эти кружки выполнили свою задачу, "Тойота" первой трансформировала их в новый канал выявления творческой инициативы тружеников - в систему "полного производственного обслуживания". При ней уход за оборудованием передоверяется тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой станков и агрегатов между сменами сообща занимаются отработавшая и заступившая бригады. Практика показала, что на предприятиях, внедривших такую систему, производительность труда почти удваивается, себестоимость снижается на треть, количество рационализаторских предложений возрастает в пять - десять раз.
Именно в рамках системы "полного производственного обслуживания" все сотрудники концерна "Тойота" ныне включились в кампанию за снижение издержек производства на каждой его стадии. Пятая часть прошлогодней прибыли корпорации (два миллиарда долларов из десяти) была получена именно благодаря поголовному участию в этой беспрецедентной акции.
Итак, "Тойота" не просто второй автомобилестроитель в мире, концерн, выпустивший в минувшем году семь с половиной миллионов машин и намеренный в этом году довести их производство до восьми с половиной миллионов. "Тойота" - поистине законодатель мод в японском автомобилестроении. Причем в самом высоком смысле этих слов - в утверждении непреходящей моды на качество, главными составляющими которого являются экономичность, экологичность, надежность. Питерцам, которые встанут к конвейерам "Тойоты", предстоит перенять у японцев умение работать без брака.
Это будет трудно, но необходимо. Ибо лишь тогда пятьдесят тысяч машин питерской сборки в год обеспечат модели "Тойота-Камри" популярность у российских покупателей.