Напомним, что порядок формирования исполнительной власти в регионах был изменен в конце 2004 года. В прошлом остались прямые выборы губернаторов, а новая схема, помимо прочего, описывалась в Указе президента "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации". Теперь полпреды президента в округах должны были предоставлять главе президентской администрации список не менее чем из двух согласованных с местным политическим классом кандидатур. И только после консультации и проверки глава администрации передавал президенту список претендентов для окончательного выбора. Кроме того, действующим губернаторам предоставлялась возможность продлить свое пребывание на посту, просто испросив у президента доверия в письменном виде напрямую, по "упрощенной" схеме, минуя согласование с полпредом. Этим шансом воспользовались уже 17 глав регионов. И еще ни разу президент не отказал.
Важный нюанс заключался в том, что в случае смены власти по полной схеме первоначальный полпредский список в обязательном порядке дополнялся "информацией к размышлению" по каждому соискателю. В частности, должны быть представлены копия декларации о доходах, "справка о результатах предварительных консультаций по предлагаемой кандидатуре", а также "информационные и иные справочные материалы". Губернаторы, испрашивавшие о доверии напрямую, освобождались от необходимости прилагать к письму декларацию о доходах и не опасались компрометирующих статей в газетах.
Теперь они станут как все. Новым указом президент немного изменил установившийся порядок. Вместе с просьбой о доверии и заявлением об отставке глава президентской администрации должен получить от полпреда все оговоренные ранее бумаги плюс "материалы, характеризующие предлагаемую кандидатуру".
Старая редакция закона действительно слегка ограничивала свободу действий президента в кадровых вопросах: отказ в доверии без убедительных на то оснований создавал скандальную ситуацию и грозил обвинениями в волюнтаризме. Теперь любой глава региона, надеявшийся на автоматический "зачет", должен быть готов к отказу. Вырастет и статус президентских полпредов: сейчас от них зависит расстановка акцентов в "информации к размышлению".