06.07.2005 04:50
Власть

Штрафы за нарушения на дорогах увеличатся в несколько раз

МВД ратует за то, чтобы нарушители правил дорожного движения платили больше
Текст:  Андрей Шаров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3813)
Читать на сайте RG.RU

Гаишники активно ратуют за очередное завинчивание гаек на дорогах. Штрафы, мол, низкие, дисциплина у автолюбителей хромает на обе ноги, поэтому и ездят у нас чуть ли не поперек дороги.

- Степень ответственности за нарушение правил дорожного движения не соответствует нынешним реалиям, - фраза, вырвавшаяся из уст заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майора Александра Якимова, как нельзя лучше характеризует настроение, господствующее в этом департаменте.

Поскольку МВД законодательной инициативы лишено, реализовать милицейский почин вызвались депутаты Московской областной Думы, которые разработали и предложили на суд коллег из Госдумы соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Даже поверхностное ознакомление с подкорректированным КоАП не оставляет сомнения, что новый проект предлагает уравнять россиян по размерам штрафов с цивилизованной Европой. Осталось только подтянуть до соответствующего уровня зарплату. По наиболее часто встречающимся нарушениям ПДД штрафы предлагается увеличить в разы. Так что забудьте о "сотке", заготовленной в водительских правах для инспектора. На смену желтым купюрам должны прийти, как минимум, фиолетовые - пятисотрублевые. И то, если гаишник попадется сговорчивый.

Если поправки пройдут, даже за превышение скорости свыше 10 километров в час сверх разрешенных с вас возьмут от 3 до 5 МРОТ, или попросту говоря от 300 до 500 рублей. Сейчас такое нарушение стоит полтинник. Дальше - больше! Разогнался в городе свыше 80 километров - штраф вырастает от 500 до 1000 рублей против нынешних 100 рублей. Превысил на 40 километров в час - готовь от 1500 до 2000. Ну а если вы медленнее 120 по населенному пункту не ездите, рискуете быть оштрафованным на 2500 рублей.

Еще одно распространенное, особенно в Москве, нарушение - выезд на перекресток, заблокированный пробкой. Оказывается, инспектор имеет полное право выписать вам за это квитанцию на пятьдесят рублей. Авторы законопроекта считают, что этого мало, и предлагают повысить ответственность до одного МРОТ. Проскочил на красный свет - выложи от 500 до 1000 рублей, а то и вовсе можно лишиться водительских прав сроком от одного до трех месяцев.

Существенно может подорожать и езда по встречной полосе. Сейчас за это с вас возьмут от 3 до 5 МРОТ. В случае прохождения поправки - от 15 до 25. То есть до 2 500 рублей.

И это далеко не весь перечень нарушений правил дорожного движения, которые предлагают "поднять в цене". Их значительно больше. Причем справедливости ради, надо отметить, что за некоторые нарушения с нерадивых автолюбителей действительно стоит драть, как говорится, три шкуры. К их числу, например, относится езда по тротуарам. Я сам каждый день сажусь за руль и очень часто наблюдаю, как в пробках обладатели крутых внедорожников прыгают через бордюры на пешеходные дорожки, разгоняя звуковым сигналом испуганных людей. Сейчас за это их оштрафуют на полтинник, в новой же редакции предлагается поднять планку до 10 МРОТ. То есть до тысячи рублей.

Дорогого, считают инициаторы проекта (и в этом с ними можно согласиться), должно стоить и управление автомобилем с фальшивыми номерами. Вместо максимальных 10 МРОТ они предлагают ввести 25 или лишение водительских прав сроком от 6 месяцев до одного года. Но это еще не все. Отдельно прописывается ответственность за установку таких номерных знаков. И здесь не будут жалеть никого. Должностных лиц, отвечающих за эксплуатацию транспортных средств, предлагается штрафовать на 150 - 200 МРОТ, а организации от - 500 до 1000.

В проекте появилась специальная статья для любителей "играть в шашки" на дороге. Так называют несостоявшихся "шумахеров", устраивающих гонки с перестроением из ряда в ряд в интенсивном потоке. Это, кстати, типичная манера езды "подставщиков", которые провоцируют мелкие ДТП, чтобы вымогать затем деньги у своих жертв. Этим, судя по всему, объясняется и сумма штрафа, заложенного в законопроект его авторами, которая составляет от 1000 до 2000 рублей.

Постарались подмосковные депутаты защитить и интересы пешеходов с велосипедистами, которых российские автолюбители в отличие от своих западных коллег ни во что не ставят. У нас уступать дорогу человеку, передвигающемуся на своих двоих, как-то не принято, хотя за это существует штраф 100 рублей. В законопроекте его предлагают увеличить от 3 до 5 раз.

Внушительную кару предлагается ввести и для автолюбителей, игнорирующих требования инспектора остановиться или предоставить ему свою машину. Сейчас за это могут оштрафовать максимум на 500 рублей. Депутаты предлагают увеличить эту цифру до 2500, а в особо вопиющих случаях лишать прав сроком от шести месяцев до одного года или вовсе подвергать административному аресту на 15 суток.

Но одним лишь прибавлением нулей к штрафам авторы законопроекта не ограничились. В нем появились принципиально новые положения. Так, по примеру западных стран предлагается ввести в КоАП положение, позволяющее привлекать к административной ответственности владельцев транспортных средств в случае, если на их автомашине было совершено нарушение ПДД, которое удалось задокументировать с помощью фото- или видеотехники, но при этом личность нарушителя установить не удалось. В правовом управлении Госдумы, куда законопроект поступил на экспертизу, этот пассаж расценили однозначно как нарушение презумпции невиновности.

Вызвало у думских юристов сомнение и предложение ввести ответственность для пешеходов, пассажиров и других участников дорожного движения (за исключением водителей) за причинение материального ущерба и вреда здоровью потерпевшего. Идея вроде бы здравая, но, как они считают, нуждается в согласовании с Уголовным кодексом РФ, где уже предусмотрена ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью.

Те автолюбители, чей стаж достиг десяти лет, должны помнить время, когда гаишники вместо штрафа сначала пробивали дырки в талоне предупреждений, а затем вписывали туда штрафные баллы. Перебрал - иди на пересдачу экзаменов по ПДД. Подмосковные депутаты предлагают эту практику возродить, введя за систематические нарушения, совершенные в течение одного года, дополнительный "бонус" в виде баллов. Набрал 15 - плати штраф в размере от 20 до 25 МРОТ или клади на стол права сроком от 1,5 до 2 лет. Правда, эта предлагаемая статья напрямую противоречит другому положению КоАП, которое гласит, что за одно и то же нарушение человек не может наказываться дважды.

Безусловно, наводить порядок на наших дорогах нужно. В некоторых случаях уместны и драконовские меры. Так, по данным, которые приводил первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, после ужесточения наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде количество аварий с участием водителей "под мухой" сократилось на четверть. Согласитесь, хороший показатель. С другой стороны, в этом деле главное - не перегнуть палку. Нельзя завинчивать гайки бесконечно.

Есть здесь и еще один нюанс. Кто каждый день за рулем, имеет возможность оценить, кто и как ведет себя на дороге. Попробуйте догадаться, автомобили с какими номерами чаще других выезжают на встречную полосу и проскакивают перекрестки на красный свет (это, между прочим, одно из самых тяжких нарушений)? Машины, приписанные к правоохранительным структурам, и триколором на номерных знаках. Эти, как гласит известная реклама, никогда не платят.

Правоохранительная система Аварии и катастрофы Легковые авто МВД Госдума