Дорогу в самые загазованные районы преградят машинам с выхлопами, не соответствующими европейской норме "Евро-2" или даже "Евро-3". А это значит, что в центр не смогут попасть до 30 процентов всех столичных машин.
Как считает Липсиц, только это позволит увеличить среднюю скорость на 20-30 процентов и улучшить экологическую обстановку в столице. Ежегодно автомобили, число которых в городе перевалило за три миллиона, выбрасывают в атмосферу почти 900 тысяч тонн всякой дряни. Это в четыре раза больше, чем все столичные производства. Жить рядом с такой магистралью невозможно. Власти решили, что бороться с этим надо, но пока не придумали как. В концепции Закона "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" написаны лишь общие слова. До сих пор непонятно, как и кто будет вылавливать из потока "грязные" машины. Неизвестно, какие именно районы, помимо Центрального, считаются загазованными. Не определились власти и с мерами, с помощью которых будут ограничивать въезд.
Известно лишь, что разработчики решили не "изобретать велосипед", а скопировать одну из зарубежных систем. Ведь все крупнейшие мегаполисы давно уже ограничивают транспортные потоки. В Лондоне, к примеру, за проезд в центр с водителей берут плату. Исключения составляют лишь машины спецслужб. Скидки получают автомобили, работающие на альтернативных видах топлива и жители центра.
Во Франции действует пропускная система. То есть всем "чистым" машинам выдаются специальные зеленые карточки, по которым водители могут попасть в ту или иную экологическую зону. В Париже введены ограничения на въезд в центр города транспорта, габариты которого превышают определенный размер. Недавно парижские власти обсуждали возможность разрешить въезжать в центральную часть города по четным и нечетным числам месяца в зависимости от того, на какую цифру заканчивается номер автомобиля.
На данный момент московские власти склоняются к экономическому ограничению, открыл тайну Липсиц. Другими словами, водителей, въехавших в экологическую зону на "грязном" автомобиле, будут жестоко наказывать рублем. В связи с этим до конца года будут разработаны новые штрафы и направлены на согласование в Мосгордуму. А есть еще один вариант - по примеру Лондона ввести плату за проезд.
Заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Марина Вакула заявила, что под "экономическими ограничениями" можно понимать не только это. Новый закон, сказала она, должен заставить водителей продать свои старые машины и купить новые, соответствующие стандарту "Евро-2". Надо сказать, что москвичи в принципе не против такого обмена, но ведь не все могут себе это позволить. Вот и напрашивается вывод, что после принятия закона по центру будут в состоянии ездить на машинах лишь очень обеспеченные москвичи. А всем остальным придется передвигаться либо в душном метро, либо в переполненных автобусах.