Вчера состоялось заседание правительства, посвященное проблеме обеспечения инвалидов. Речь шла и о финансировании программы по обеспечению инвалидов и ветеранов социальными автомобилями. Решение принято не в пользу последних.
Правительство одобрило следующий проект: в 2006 году из федерального бюджета на меры социальной поддержки инвалидов в рамках соответствующей программы планируется выделить 177 миллиардов рублей. 4,9 миллиарда рублей из них будут выделены в 2006 году на приобретение технических средств реабилитации и ортопедию. Социальные автомобили к средствам реабилитации с начала этого года не относятся.
Немного истории. В результате перераспределения полномочий между центром и регионами обязательства по обеспечению льготников инвалидными автомобилями целиком легли на федеральный бюджет. Это перестало быть заботой местных властей. Средства теперь выделяются центральным аппаратом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Но строка в российском бюджете на эти цели сильно похудела. В итоге, если инвалид не встал в очередь на социальный автомобиль до первого января этого года, то претендовать на него он уже вряд ли сможет.
До 2005 года государство в рамках своих социальных обязательств по обеспечению специальными инвалидными автомобилями ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов ежегодно закупало и распределяло через территориальные органы социальной защиты порядка 15 - 20 тысяч автомобилей "Ока". Точнее -средства на их закупку.
Как рассказала "РГ" первый заместитель мэра Москвы руководитель Комплекса социальной сферы Людмила Швецова, перед вступлением в действие 122-го закона федеральные власти заявили, что эти льготы упраздняются. Кто успеет встать в очередь на автомобиль до 1 января 2005 года, получит его, кто не успел - тот опоздал уже навсегда. Если к началу 2004 года на учете в Москве стояло около 4 тысяч нуждающихся в спецтранспорте, то к 2005 году - уже 13 тысяч!
До 2005-го ежегодно бюджеты всех уровней тратили на обеспечение инвалидов социальными машинами в общей сложности порядка 2 миллиардов рублей. В нынешнем году сумма, предусмотренная на эти цели в федеральном бюджете-2005, составила всего чуть более 390 миллионов рублей. То есть произошло резкое сокращение финансирования госзакупок социальных автомобилей. В количественном выражении они упали с 20 тысяч машин до 2900. Почти в 10 раз!
В течение этого года Федеральное агентство по здравоохранению и соцразвитию (Росздрав) и минздравсоцразвития уже дважды выходили с инициативой по увеличению расходов на закупки социальных автомобилей в рамках бюджета 2005 года. Первый раз заявка на выделение дополнительно одного миллиарда рублей на эти цели направлялась весной в рамках подготовки закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2005 год, однако она была отклонена. Повторно минздравсоцразвития направил заявку с просьбой об изменении бюджетной росписи и возможности перераспределения 500 миллионов рублей в пользу социальных авто с других расходных статей, однако также получил отказ. Что же касается запланированного на осень повторного внесения изменений в бюджет-2005 в части выделения дополнительных средств на увеличение, в том числе социальных расходов, шансы финансирования "инвалидок" минимальны.
Но воз и ныне там. Ситуация по проекту федерального бюджета на 2006 год складывается такой же смешной. Из запрошенных Росздравом 9 миллиардов рублей на обеспечение инвалидов и ветеранов автомобильной техникой, минфин готов выделить только 397 миллионов - значит, социальных автомобилей будет закуплено еще меньше по сравнению с текущим годом. То есть даже те, кто успел встать в очередь до первого января, будут ждать ключей от заветной мечты, по меньшей мере, лет десять.
На начало этого года зарегистрированная органами социальной защиты очередь из льготников, имеющих право на получение автомобиля, составляла 150 тысяч человек, из них 86 тысяч - это в первую очередь имеющие право на получение автомобилей инвалиды Великой отечественной войны.
По словам Михаила Зурабова, большинству инвалидов ВОВ более 80 лет. Вряд ли они будут передвигаться за рулем. Зато сэкономленные средства можно будет направить на создание социальных такси, которые бесплатно или за мизерные деньги будут развозить инвалидов туда, куда им надо. А еще эти средства дадут возможность предоставлять инвалидам современные моторизованные коляски.
Все это здорово. Но половина тех, кто стоит в очереди на автомобиль, отнюдь не инвалиды ВОВ, им далеко не за 80, более того, есть среди них и вполне молодые инвалиды. И им социальный автомобиль нужен как никому, чтобы ощущать себя в этой жизни полноценным человеком. По словам Зурабова, государство должно приложить все усилия, чтобы человек, ставший инвалидом в трудоспособном возрасте, смог вновь начать работать. Но зачастую инвалиду для этого требуется некая свобода перемещения. Эту проблему отчасти решал социальный автомобиль.
- Абсолютно бесплатно автомобиль получали только инвалиды ВОВ, горячих точек, чернобыльцы, инвалиды МВД, - рассказывает Ольга Виноградова, председатель Московского автомобильного клуба инвалидов. - Все остальные получали дотацию 60 процентов стоимости автомобиля "Ока" - именно эта марка в основном выпускалась с ручным управлением - на семь лет. Доплачивали и покупали машину. И это не смотря на то, что по техническим характеристикам срок эксплуатации "Оки" - шесть лет.
Теперь инвалиды лишены и этого. 122-й закон не предусматривает выделения этих средств. Из перечня средств реабилитации инвалидов исчез автомобиль с ручным управлением.
- Для инвалида, - продолжает Ольга Виноградова, - машина - это все. Можно доехать до врача, съездить на рынок, в магазин. На работу, в конце концов. Ведь многие инвалиды работают, а как "колясочнику" еще добраться до места? А зимой? Вы представляете, как сложно передвигаться по нашей слякоти зимой на коляске. Социальное такси тоже не решает проблему. Ведь не будет же оно каждый день утром отвозить инвалида на работу и вечером привозить его домой.
А общественный транспорт для этой категории граждан мало пригоден. В итоге инвалиды у нас похоже остаются без средств передвижения. А для некоторых из них это было и средство существования.
Справка "РГ"
На сегодняшний день выпуском "Оки" с ручным управлением занимаются два завода: Серпуховской автозавод (СеАЗ) и Завод малолитражных автомобилей (ЗМА). В результате новой социальной политики оба завода в плачевном состоянии. Планируемые убытки их могут составить более 300 миллионов рублей, соответственно ожидается и сокращение штата на 10 тысяч человек. Для решения этой проблемы на обоих заводах рассматриваются планы перепрофилирования производства. То есть, автомобиль "Ока" с ручным управлением может сойти с конвейера раз и навсегда.