Как стало известно "РГ", масштабная смена декораций начнется с начала осени на площади у Белорусского вокзала, между прочим, исторической охранной зоне - там уберут абсолютно все машины, торговые палатки. Даже памятник Максиму Горькому и тот снимут с привычного места и, скорее всего, перевезут на время в парк скульптуры "Музеон", что на ЦДХ. Впрочем, эта "генеральная уборка" - только начало больших перемен, ожидающих эту легендарную московскую площадь очень скоро.
План реконструкции этого дорожного узла с пока еще нечетко прорисованной для обычного водителя схемой нового дорожного движения корреспондент "РГ" обнаружил абсолютно случайно, оказавшись на встрече разработчиков нового проекта Тверской заставы с жителями домом, прилегающих к Белорусскому вокзалу. Оказалось, что всего лишь два десятка человек, пришедших на встречу с инвестором, смогли еще до начала строительства увидеть проект, о котором так много говорят, но мало кто видел его воочию. Хотя он внесен в концепцию НИИ Генплана Москвы еще в 2004 году. За год проект вполне возможно довести до совершенства, продумать до мелочей, привлечь к его обсуждению жителей столицы. Однако до сих пор он оставался тайной.
Практически все согласования, кроме комитета по охране памятников, уже получены, и до начала стройки осталось меньше полугода. Между тем вопросов по поводу Тверской заставы больше, чем ответов. Каждый день за час здесь проезжают около 16 тысяч водителей, которым небезынтересно знать, как им придется ездить здесь дальше. Некоторые, к примеру, до сих пор уверены, что здесь построят эстакаду через всю площадь. Но это слухи. Инвестор в лице руководителя проекта Сергея Рождественского сказал внятно: никакой эстакады здесь не будет. Но увы - даже те самые жители с Белорусской, которым дозволили первыми ознакомиться с планом реконструкции, вряд ли смогут внести в него свои коррективы. Инвестор, безусловно, должен учитывать мнение жителей, чьи интересы он затрагивает, но менять согласованный проект при этом он не обязан. Так что же нового на старом месте появится в самом центре Москвы?
По словам главного архитектора проекта Сергея Горячева, за два года Тверскую заставу планируют изменить до неузнаваемости. Загазованную и забитую под завязку машинами привокзальную площадь, к слову, хотят превратить в зеленую зону с фонтаном. По замыслу архитекторов, площадь Тверской заставы должна стать местом отдыха москвичей. С нее будут убраны все стоянки, вместимость которых не превышает 200 машиномест. Кроме того, будет организована пешеходная зона между улицами Тверская и 1-я Брестская.
О мотиве этой "перестройки", дух которой неприкаянно бродил здесь уже больше года, догадаться несложно: именно "вечная" пробка в районе Ленинградского шоссе послужила причиной для глобальных изменений. В освобождение отдельно взятой площади от пробок "Стройинком-К", инвестор и разработчик в одном лице, готов вложить 200 миллионов долларов. Его интересы зарыты в землю в буквальном смысле: в собственность, скорее всего, отойдут подземные территории под площадью Белорусского вокзала на пяти уровнях. На первых двух (от 5 до 11 метров в глубину) разместятся супермаркет, шестизальный кинотеатр, гигантский торговый центр, который практически в два раза превышает площадь торгового центра "Охотный Ряд". Пешеходные входы в этот подземный торговый пул будут представлять собой стеклянные конструкции с подсветкой в ночное время. Три уровня ниже 10 метров под землей отданы под паркинг на более чем 1400 машиномест. Заехать в подземный гараж можно будет через рамповый съезд со 2-й Брестской. Второй съезд в паркинг предусмотрен с Бутырского Вала, третий - под тоннелем.
Вот только новый сценарий движения над этим подземным царством не так прост, как заезды в трехуровневую парковку.
Чтобы на треть увеличить пропускную способность Тверской заставы, проектировщики, во-первых, хотят свести на нет все движение через привокзальную площадь и вместо шести светофоров оставить лишь два. Причем только там, где через два года будут сходиться встречные потоки: первый в районе Грузинского Вала и 1-й Брестской, второй - возле Бутырского Вала. Второй сюрприз: перемена направлений движения на первой и второй Брестской. Если раньше 1-я Брестская шла в сторону МКАД, а 2-я - в центр, то теперь все будет наоборот. Третий элемент, призванный по замыслу разработчиков сделать более комфортной жизнь водителей на этом участке, - второй тоннель под Ленинградкой. По словам Евгения Поташникова, руководителя строительства в "Стройинкоме-К", в целом все эти разработки избавляют от пробок на участке от Тверской заставы до Триумфальной площади. "После того как водители хотя бы раз проедут по новой дороге, они сразу оценят ее преимущества",- уверен Поташников.
Относительно выигрышных решений у него свои аргументы: "Во-первых, по всей Ленинградке в обе стороны будет фактически открыт "зеленый коридор", когда не останется светофоров. Кроме этого, путь в Москву из области заметно сократится, так как Ленинградка на пересечении с улицей Лесной, "эпицентром" пробок, замирать как обычно уже не будет". Кроме этого, продолжает разработчик, попасть в центр по новой схеме можно будет через съезд с Ленинградки на 1-ю Брестскую.
На его взгляд, уже сегодня очевидны и другие сильные стороны этого масштабного проекта: например, с Грузинского Вала, равно как и со стороны 2-й Брестской, через тоннель можно будет домчаться до Бутырского Вала меньше чем за пять минут, а с Лесной и 1-й Тверской-Ямской еще быстрее - минуты за две.
Уникальность проекта, по мнению главного инженера ОАО "Мосжилстроя" Федора Квасина, заключается в том, что движения на время стройки не придется перекрывать: у каждой дороги появится временный дублер. Вот только, как выяснила "РГ", объездные пути сейчас до сих пор находятся в стадии разработки, равно как и проектные решения относительно переноса движения наземного транспорта на время реконструкции. Точно известно одно: не позднее сентября за казино "Пекин" уже разобьют строительный город. Правда, прежде чем строить, рабочие должны для начала усилить конструкции сооружений метрополитена и зданий, попадающих в зону влияния проектируемого строительства, в первую очередь те, что расположены на Бутырском Валу. На первом этапе реконструкции заставы предусмотрена перекладка инженерных коммуникаций в районе Грузинского и Бутырского Вала. Параллельно с этим две дороги будут постепенно "передвигать", как выразились в "Стройинком -К" в сторону площади. Но как именно будут происходить эти передвижки и смогут ли проектировщики выполнить свое обещание не перекрывать движение, неизвестно. Окончательного решения на этот счет еще не принято.