В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась 26-я выставка из многолетнего проекта "Золотая карта России". Музеи и картинные галереи русских городов привозят в столицу на показ лучшие произведения из своих фондов. Теперь пришло время Волгоградского музея изобразительного искусства. Он демонстрирует несколько десятков картин Ильи Машкова (1881-1944), одного из основателей и ведущих деятелей дореволюционного объединения "Бубновый валет".
Собрание произведений Ильи Машкова - предмет особой гордости для ВМИИ. Дело в том, что сам художник был уроженцем казачьей станицы на берегу реки Хопер - ныне это Урюпинский район Волгоградской области. И с середины 1960-х годов до начала 1980-х вдова Машкова продала и передала в дар музею много работ мастера. В основном это картины 1920-1940-х годов, того советского периода творчества художника, которым пренебрегли Третьяковская галерея и Русский музей. Оно и понятно. Истории русского искусства известен Илья Машков - неистовый экспериментатор 1910-х годов, наряду с П. Кончаловским, А. Куприным, Р. Фальком, М. Ларионовым и другими. Недавняя грандиозная выставка "Бубнового валета", с триумфом прошедшая в Москве и Питере, показала нам именно такого Машкова.
Нынешнюю выставку из Волгоградского музея изобразительных искусств организаторы даже хотели назвать "другой Машков". Но осеклись. Потому что на выставке есть "всякий Машков". Начиная с ученических работ в классе Аполлинария Васнецова, через "бубнововалетский" "Портрет Адольфа Мильмана" и "Новодевичий монастырь", и вплоть до предельно "советских" - "Привет XVII съезду ВКП (б)", "Советские хлебы".
Советская власть ни о каком "сезаннизме" и "бубнововалетстве" слышать не желала. После творческого кризиса начала 20-х годов Машков вступает в Ассоциацию Художников Революционной России, пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, красных партизан, колхозные пейзажи и вылизанные натюрморты, словно вышедшие из школы Андрияки.
Более того, художник приезжает в родную станицу Михайловская, где собирается устроить "коммунизм в отдельно взятом селе". Он поражен упадком жизни, который списывает на последствия Гражданской войны, и решает устроить у себя на родине образцовый агро-городок, в котором искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой. Неистовый живописец превращается в столь же неистового реформатора жизни. Последние годы жизни Илья Машков живет на даче в Абрамцево, где вместе с женой пишет натюрморты.
Сегодня бюсты классиков марксизма в окружении маков, розанов и маргариток ("Привет XVII съезду ВКП (б)") напоминают то ли соц-арт, то ли обложки кришнаитской литературы, а хлебобулочные изделия, которые специально пекли по эскизам художника ("Советские хлебы" 1936 года), можно использовать для пособия соответствующей приватизированной промышленности.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Но чтобы так соответствовать их разности, как Илья Машков, это надо было суметь.