В будущем году планируется приватизировать 885 ФГУПов и находящиеся в федеральной собственности акции 383 акционерных обществ. Доходы от приватизации должны составить 31 миллиард рублей. Эксперты прогнозируют, что эффективность приватизации в 2006-2008 годах повысится в несколько раз. Впрочем, не повысить ее трудно - темпы, которыми идет приватизация, сегодня не удовлетворяют никого.
В министерстве объясняют такую ситуацию тем, что предприятия, выставляемые на продажу, это "неликвиды", которые не интересны рынку, кроме того, нужны изменения в законодательство, и минэкономразвития уже работает в этом направлении. В настоящее время направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Новый документ должен расширить практику продаж имущественных комплексов унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества, упростить продажи единичных акций открытых акционерных обществ, упразднить институт нормативной цены в процедуре приватизации. Законопроект также вводит новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", гарантирующее свободный доступ в Интернете неограниченного круга лиц к информации по приватизации. Наконец, намечен переход на среднесрочное планирование приватизации. Все это вселяет надежду.
Что тревожит? Многие предприятия и сами не рвутся стать приватизированными. Росимущество отмечает, что у большинства из них нет правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки. Более того, руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и т.д. Росимущество, как положено, реагирует: только в первом полугодии оно направило 30 поручений в территориальные органы о прекращении трудовых отношений с руководителями предприятий, препятствующими или сознательно затягивающими проведение приватизационных процедур.
Но что интересно: то же Росимущество провело анализ соотношения финансовых результатов деятельности и затрат приватизируемых предприятий на техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, землеустроительные работы, оформление прав на объекты недвижимого имущества. Выяснилось, что около 50 процентов подлежащих приватизации предприятий не смогут оплатить необходимые работы - их карман пуст. По мнению минэкономразвития, ситуацию усугубили вступившие в силу с нынешнего года изменения Налогового кодекса, согласно которым утверждена величина сбора за государственную регистрацию права в размере 7,5 тысячи рублей за 1 объект недвижимости.
Ранее ставка была значительно меньше, поскольку устанавливалась решениями органов государственной власти субъектов РФ. В ряде регионов стоимость государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект федерального недвижимого имущества не превышала 100 рублей. Поэтому в министерстве считают, что есть прямой резон упразднить сбор за государственную регистрацию права хозяйственного ведения для включенных в программу приватизации федеральных государственных унитарных предприятий.
В 2006-2008 годах будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании ФГУПов, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических АО или участвующих в формировании интегрированных структур. Кроме того, к приватизации будут предложены пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2006 году и на период до 2008 года в соответствии с перспективным финансовым планом. Что касается приватизации предприятий жилищно-коммунальной сферы, в состав имущества которых входят объекты сетевого хозяйства (электро-, тепло-, водо-, газосети), такие объекты должны быть выделены из состава общего имущества приватизируемых предприятий и закреплены в собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого в 2006 году будет продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.
В проект программы приватизации не включены предприятия, подлежащие сохранению в федеральной собственности, подведомственность которых определена правительством Российской Федерации, а также подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.