На этой неделе об очередном повышении цен на топливо объявили практически все страны Евросоюза. В явные лидеры по дороговизне топлива вышли Голландия, Англия и Бельгия. Там автовладельцам совсем немного осталось до отметки два доллара за литр. За этой тройкой в бензиновой гонке дружной гурьбой тянется "группа преследования" во главе с Францией и Германией. В этих странах пока берут по полтора доллара. Замыкает гонку "новая" Европа. Здесь тоже определились свои лидеры - Венгрия, Польша и Хорватия. Они уже перешли рубеж 1,10 евро за литр. Среди "отстающих" Чехия, Словакия и Румыния. Но и они, видимо, скоро преодолеют "психологический" рубеж - один евро за литр.
В Испании за последние несколько недель цены на бензин и дизтопливо выросли в среднем на 20 процентов. Бензин "евросупер" перескочил за 1,15 евро - абсолютный национальный рекорд. Впервые в истории страны цена на дизельное топливо, которое пользуется здесь большей популярностью у автолюбителей, чем бензин, перешагнула отметку в один евро за литр.
Однако предвидевшие такое развитие испанцы спокойно восприняли повышение цен на топливо. Возмутились лишь фермеры - ведь резко подорожавшая солярка привела к повышению себестоимости их продукции. Поэтому сейчас правительство разрабатывает комплекс мер, направленных на выделение дополнительных субсидий сельскому хозяйству.
Среди причин существенного подорожания топлива, на которые ссылаются власти стран Евросоюза, обычно называют общий рост цен на нефть и ураган "Катрину". Однако в последние дни на мировых биржах нефть заметно подешевела. Тем не менее цена бензина в Европе продолжает неуклонно расти.
Видимо, главная причина этого явления заключается в том, что практически во всех странах Евросоюза в цену бензина заложена масса налогов: дорожный, экологический, не говоря про НДС. В ряде стран, как, например, в Венгрии и Словакии, доля налоговой составляющей в цене топлива доходит до 60 процентов. Причем бензиновые налоги, которые считают самыми собираемыми, платят и собственные граждане, и иностранцы, приезжающие в страну. Это мощный источник пополнения казны. По имеющимся оценкам, только за счет бензиновых налогов Венгрия, например, способна окупить весь свой импорт российской нефти.
Первыми вмешались в ситуацию польские власти, снизившие долю бензиновых налогов почти на 16 процентов. Аналогичные меры планирует и официальный Будапешт. Весьма чуткое к настроениям граждан французское правительство объявило, что автовладельцы получат "компенсацию" в связи с подорожанием горючего. Опять же за счет некоторого снижения бензиновых налогов. А вот власти Словакии, напротив, полагают, что такой шаг лишит казну примерно 100 миллионов евро в год. Чешское правительство также не желает лишаться доходов от продажи бензина. Существенному снижению бензиновых налогов мешает и жесткая директива Брюсселя, которая не рекомендует снижать налоговую планку ниже 359 евро за тонну топлива.
Не спешат отказываться от своих гигантских прибылей и ведущие нефтяные компании мира. Согласно опубликованным на днях данным, их доходы за 2004 год выросли почти на 50 миллиардов долларов, достигнув 170 миллиардов. В этом году прибыль обещает вырасти еще на 50 миллиардов. Как заявил представитель "Бритиш Петролеум", подорожание нефти на один доллар увеличивает годовую прибыль компании на 500 миллионов долларов.
Если говорить о ближайших последствиях роста цен на бензин в Европе, то неизбежен рост инфляции и замедление темпов экономического роста в еврозоне. На этой неделе Еврокомиссия в срочном порядке занялась бензиновым вопросом. По словам европейского комиссара по налогам Ласло Ковача, Европа ответит на бензиновый вызов экономией топлива и ускорением разработок по альтернативным, возобновляемым источникам энергии. Времени у европейцев не так много. Прогнозы на ближайшие месяцы - 1,5 евро за литр 95-го.
Федор Лукьянов,
Николай Паклин,
Дмитрий Косарев
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
ПРАГА - БУДАПЕШТ -
ПАРИЖ - МАДРИД