На встрече с президентом он не стал списывать вину за дорогую нефть на компании, а посетовал на жесткую привязку цен внутреннего рынка к внешней конъюнктуре посредством системы налогообложения. А также пообещал, что в течение месяца представит законодательные инициативы рабочей группы из представителей Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минфина и МПР правительства по решению проблем цен на топливо.
Помимо того, что Виктор Христенко пообещал привлечь к добровольному отказу от дополнительных прибылей и других участников нефтяного рынка, он пообещал оздоровить ситуацию в российской нефтянке с помощью новых законов. Особо подчеркнув, что "при принятии решения со стороны государства на нефтяные компании не было никакого давления", министр посетовал, что эта договоренность "не снимает всех остальных проблем, которые накопились в нефтяной отрасли и требуют системного решения". В частности, нефтяные налоги делают одинаково дорогой как экспортную нефть, так и нефть, продающуюся внутри страны. Среди других проблем отрасли Христенко назвал снижение темпов роста добычи в нынешнем и следующем годах.
Впрочем, глава Минпромэнерго пришел к президенту не с пустыми руками, а с плодами трудов четырех министерств - собственного ведомства, Минэкономразвития, Минфина, МПР. Суть всех наработок он раскрывать не стал, но заверил Владимира Путина, что они позволят "снять остроту с текущей ситуации в нефтяной сфере". В готовые законы эти инициативы, которые, как обещал Христенко, в том числе создадут основу для достаточно устойчивого развития нефтяного сектора, превратятся уже в течение месяца. Единственное, что конкретизировал министр, касаясь предложений правительства, это возможность введения для новых месторождений каникулярного периода по налогу на добычу полезных ископаемых на период их запуска.
Владимир Путин, однако, предостерег министра от чересчур щедрых послаблений в нефтянке. И посоветовал Христенко подумать о том, как побуждать компании финансировать разведку запасов в "трудных" регионах и наполнять "трубу" нефтепровода в Восточной Сибири.
От трудной темы стабилизации цен на топливо Путин и Христенко перешли к теме более приятной - подготовка пакета документов по созданию Объединенной авиастроительной компании находится на завершающей стадии.