05.10.2005 03:00
Digital

Радио можно "научить"

Сайт Last.fm точно знает, какую музыку слушают в Интернете
Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3891)
Читать на сайте RG.RU

Было несколько попыток реализовать такую систему. Но до сих пор ни одна из них не была по-настоящему успешной. По очень простой причине - собрать большую базу данных о предпочтениях сложно: людям недосуг вручную указывать, что им нравится. Однако решение было найдено - по крайней мере в отношении музыки. Ведь пользователи компьютеров активно слушают музыку прямо на компьютере, в формате mp3. А значит, информацию о пристрастиях можно автоматически посылать в базу данных прямо из программы, в которой слушают музыку. Для этого нужно скачать и установить себе так называемый "плагин" - то есть программу, обеспечивающую дополнительную функциональность - для проигрывателя, например для популярной программы Winamp. То есть музыку можно слушать, как обычно, а информация будет отсылаться на сервер незаметно для вас.

Конечно, в такой системе будут известны пристрастия только тех людей, которые в ней зарегистрировались и установили себе такой "плагин" (он называется Audioscrobbler - www.last.fm/postsignup.php). Но это гораздо проще, чем если бы пришлось указывать вручную сотни любимых песен. Да и обновляться информация о ваших вкусах будет автоматически.

И отдача будет видна сразу - система Last.fm начнет рекомендовать, что вам послушать еще. То есть что еще слушают люди, у которых музыкальная коллекция похожа на вашу. А когда вы прослушаете 300 музыкальных композиций, система скажет, кто эти люди - по их именам в системе. И тогда можно будет при желании, конечно, познакомиться с ними и поболтать о любимой музыке. Впрочем, мало ли что еще можно обсудить с родственной душой.

На заре Интернета создатели информационных проектов радовались - теперь можно будет делать сервисы, которые подстраиваются под вкусы каждого конкретного человека. Скажем, можно выбрать наиболее приятное глазу оформление газеты или указать на портале, что поставить выше на страничке - новости или прогноз погоды. Однако на практике это не работало: оказывалось, что если предоставить такую возможность, ей пользуется незначительно малая доля пользователей. А подавляющее большинство обходится вариантом "по умолчанию". Теперь появляются системы, которые отслеживают поведение пользователя и делают выводы о его вкусах автоматически, молча подстраиваясь. Музыкальный сервис Last.fm - один из таких проектов. Другой - экспериментальный сервис поисковой системы Google - "персональный поиск". Если зарегистрироваться у них, то поисковик будет запоминать, что вы искали, и на какие ссылки в результатах поиска нажимали. И в соответствии с этой информацией адаптировать результаты в следующий раз. Кроме того, пользователь может зайти на странице google.com/psearch/ и посмотреть, что когда он искал. Если вы что-то интересное нашли, а потом забыли адрес - восстановить его таким образом очень удобно.

Кстати, музыкальным сервисом Last.fm можно пользоваться и без регистрации: скачав себе их "Last.fm Radio Player", можно просто нажать кнопку с изображением гаечного ключа, вписать название любимой группы и слушать личное радио - тех музыкантов, кого большинство пользователей системы слушают вместе с вашим фаворитом. И все это совершенно бесплатно.

Традиционные радиостанции удовлетворяют страсть слушателей к музыкальным новинкам. Из десятков эфирных станций можно выбрать ту, чьи вкусы наиболее близки вашим. Но идеал недостижим - все равно рано или поздно в эфире попадется песенка, которая заставит вас поморщиться. В Интернете радиостанции становятся по-настоящему "вкусными" - в точности адаптирующимися под ваши личные вкусы.

Интернет