А вот каков комментарий заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой, которая заявила на столичной пресс-конференции: «Таможня не намерена отказываться от оценки машин по так называемому мини-каталогу, из-за которого и возник весь сыр-бор. Единственная уступка автоимпортерам — автомобили, по которым договоры купли-продажи заключены до введения каталога, будут оформляться по старым методикам. Все остальные — уже по новым».
Татьяна Голендеева призвала не сожалеть о том, что уменьшится прибыль недобросовестных дилеров. По ее словам, факты уклонения от таможенных платежей имеют широкомасштабный характер.
Голендеева также обратила внимание на то, что мини-каталоги уже существуют на европейские и американские автомобили. Но их введение прошло спокойно. По японским машинам правила были более либеральными, чем по остальным. Этим активно пользовались многие перекупщики. Теперь же решено сделать оценку стоимости единообразной. Правда, на это приморские автодилеры возражают. Они называют лукавыми ссылки на давнишнее использование подобных каталогов в таможнях на западе страны. Так, например, большинство иномарок европейского производства идут через Калининградскую таможню, и там действительно используется каталог. Но балтийский анклав — особая зона, там размеры ввозных таможенных пошлин изначально меньше, чем на Дальнем Востоке.
Какому из двух заявлений заместителей руководителя ФТС верить? Во Владивостоке, который был последнюю неделю инициатором проведения акций протеста, предпочитают заявление Владимира Шамахова, поскольку оно как бальзам на душу. И сделано оно на месте, так сказать, прочувствовано реальностью и появилось после бесед с автодилерами и приморскими властями.
Например, Владимир Шамахов отметил, что «письмо, распространенное руководством ДВТУ по управлению, носило только рекомендательный, а не обязательный характер». А на вопрос: «Будут ли приниматься по итогам анализа ситуации кадровые решения в Дальневосточном таможенном управлении»? ответил, что сейчас ведутся соответствующие проверки, в том числе внутренней службой безопасности.Приморские автобизнесмены, которые по мини-каталогу вынуждены будут заплатить на границе увеличенный таможенный платеж, да и власти тоже понимают, чем обернется для покупателей повышение цен на автомобили. То, что цены на рынке объективно увеличатся, признала и заместитель начальника ДВТУ Валентина Усова на брифинге для журналистов. Получается, в 2002 году, увеличивая таможенные пошлины, покупателей стимулировали приобретать машины не старше семи лет, относительно новые, дабы не бегал по России японский «металлолом». Злополучный мини-каталог преследует противоположную цель: согласно ему, чем старше машина, тем меньше ставки ввозной пошлины.
По мнению приморского губернатора, в крае малый бизнес развит почти в два раза больше, чем в среднем по России, а доля малого бизнеса на рынке торговли иномарками достаточно велика. И этот факт необходимо учитывать при разработке новых таможенных правил.