Его жизнь не укладывается в обычные рамки. Неформат, как модно сейчас говорить. Он удачлив во всем - в кино, в общественной деятельности, у него - семья, дом - полная чаша... Многое ему было дано от рождения, многого он добился сам.
На стене в кабинете архивариуса Фонда культуры Алексея Налепина "висит" генеалогическое древо рода Михалковых. Родственные связи у Михалковых - с Пушкиным, Гоголем, декабристами, с художниками Суриковым и Кончаловским, даже с Николаем I, так как сам Пушкин породнился с царем.
Никита Сергеевич был поздним ребенком - Натальи Петровны Кончаловской и Сергея Владимировича Михалкова. Наталья Петровна была старше мужа, держала семейный уклад и традиции. Она ежедневно совершала многокилометровые прогулки по лесу на Николиной Горе. А младшего сына Никиту родила в 45 лет.
Никита Михалков начал сниматься в 14 лет, играл в школьном театре молодогвардейца. В 1960 г. он сыграл в маленьком эпизоде в фильме "Тучи над Борском", затем - в "Приключениях Кроша", а в 18 лет в фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве".
...С невероятной легкостью Михалков перепрыгивает через ступеньки эскалатора и поет "А я иду, шагаю по Москве". "Эти кадры символичны - он так и пойдет по ступеням жизни - легко и беззаботно". Но эта легкость кажущаяся.
"Учебно-тренировочный брак"
- Отец был очень волевым человеком, а мама - своенравная. И я благодарен богу, - признался их сын Степан Михалков, - что успел родиться. Я бы не сказал, что это была идеальная пара. Оба - очень властные. Папе нужен был человек, который бы был в тени. И папа нашел такую женщину, а мама так никого и не нашла...
В 1966 г. Михалкова отчислили из Щукинского училища за нарушение дисциплины (Михалков игнорировал запрет на киносъемки). Он перевелся на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма, где за восемь лет до него учился его старший брат Андрей Кончаловский.
Михалков закончил ВГИК и неожиданно для всех ушел в армию, в атомный подводный флот. Демобилизовавшись, Михалков женился во второй раз - на манекенщице Татьяне Соловьевой, с которой познакомился еще до армии.
Таня
Таня была успешной советской манекенщицей. На первое свидание ее красили и наряжали всем Домом моделей. Первым, что сделал Никита Михалков, когда ее увидел, отвел в туалет и умыл, и сказал, чтобы больше ее такой не видел.
Однажды Таня "потерялась": переехала на другую квартиру и Михалков искал ее с Сергеем Соловьевым в спальном районе юго-запада, звонил во все квартиры подряд. В год выхода фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" у них родилась Аня, а через год - Артем.
Михалков подолгу отсутствовал дома, его не было месяцами. Поэтому при малейшей возможности его жена отправлялась за ним с детьми, с кипятильниками и горшками. Когда появилась на свет Надя, они уже были немолодыми. А Надя была очень капризной. И однажды она кричала часами. Михалков схватил ее, прижал к себе и так с ней просидел часа два, пока дочь не успокоилась и не уснула...
Спустя 30 лет совместной жизни Таня Михалкова все так же держится в тени и смотрит на мужа с восхищением. Хотя спустя время выясняется, что в него была влюблена и Нонна Мордюкова, и Люся Гурченко, и другие женщины.
"Десятилетие (с 1974 по 1984 г.) было очень плодотворным: почти каждый год на экраны выходили фильмы Никиты Михалкова - "Раба любви" (1976 г.), "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Родня", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (кстати, Михалков часто повторял, что в душе он Обломов, но в жизни - Штольц). Как актер в это время Михалков снялся в "Жестоком романсе" и "Вокзале для двоих".
В конце 80-х Михалков создал продюсерское объединение "Три Тэ", а 21 мая 1993 года Никита Михалков был избран председателем президиума Российского фонда культуры вместо академика Дмитрия Лихачева. Фонд стал местом, где генерировались идеи.
"Оскар"
Небрежно, с дочкой под ручку, как потом писали газеты, он вышел получать награду американской киноакадемии, "поднял дочку на плечи, "Оскар" - под мышку, и пошел себе в зал" мимо Спилберга, Тарантино и прочих... Вернувшись из Америки, Никита Сергеевич "освятил" "Оскар", который возвращал нашему кинематографу высокий международный авторитет.
Надю Михалкову спросили журналисты, как она относится к премии. Надя ответила: "Наверное, я теперь получу велосипед".
Весь 1995 год прошел под знаком "Оскара". На юбилее в одном из ресторанов в честь юбиляра красовался "золотой" "Оскар" с лицом и усами Михалкова, а также - ледяной. Все лезли целоваться с юбиляром и желали долгих лет. Актер Ольбрыхский подарил ружье, михалковская родня преподнесла иконы. Художник Шемякин подарил картину "Карнавалы Санкт-Петербурга". Надя не капризничала, а раздавала автографы на этикетках водки "Комдив" с изображением родного папы. Прямо в ресторан по факсу пришла телеграмма - поздравление от президента России.
Дети
Артем пошел по стопам отца. Стал режиссером и снялся в "9 роте" у Бондарчука как актер.
Аня стала актрисой, блестяще сыграла в "Ревизоре", "Своих", номинировалась на "Золотого орла". Ведет на канале "Россия" передачу "Спокойной ночи, малыши!".
Надя изучает в университете языки и в этом году на вручении премии МТВ переводила страстную речь актрисы Джулии Ормонд, которая снялась в "Сибирском цирюльнике".
Степан (самый старший от брака с Вертинской) создал киностудию "Арт пикчерз", занялся ресторанным делом. В свои рестораны он постоянно приглашает родителей и деда.
Здесь и сейчас
Если к своему пятидесятилетию Михалков снял "Утомленные солнцем", за который получил "Оскара", то свой нынешний юбилей он отмечает совсем другими достижениями. В своей студии "Три Тэ" дает возможность работать другим режиссерам, например молодому Филиппу Янковскому. Сам активно снимается в документальном кино.
Канал "Культура" начинает показ сериала "Русские без России" с участием Никиты Михалкова и Фонда культуры. Это продолжение "Русского выбора", сериала о белой эмиграции. В 2000 году "Дирекция президентских программ" Фонда культуры получила грант на создание этого проекта. Михалков снимался в роли ведущего, и когда ему показали архив Колчака и он начал листать дело и вглядываться в фотографии, то разрыдался... Так Никита Сергеевич пережил трагедию человека, который был гордостью российского флота. К тому же Никита Михалков сам служил во флоте и именно на Дальнем Востоке, где трагически закончилась жизнь Колчака.
- Мне, казалось, - говорил он, что я многое знаю о России времен белой эмиграции, но по мере накопления материала многое открыл для себя.
На днях в Фонде культуры гремели песни. Мальчишки, одетые в кадетскую форму, провожали гостей в зал, где шла презентация двухтомника о кадетах. Потом мальчишки пели на сцене. Детские голоса звучали пронзительно.
"Благодарю тебя, судьба,
Что привела меня сюда.
Здесь учат родину любить,
Здесь учат родине служить"...
прямая речь |
Карен Шахназаров, генеральный директор киностудии "Мосфильм", режиссер:
- Михалков - один из самых ярких мастеров нашего кино за последние 30 лет, и он, конечно, оказывает огромное влияние на все развитие кинематографа в нашей стране. Причем - и как режиссер, и как актер, и как общественный деятель. У него огромный художественный вкус и эрудиция.
Однажды мы с Михалковым были в Испании, в городе Сан-Себастьян, на фестивале (он был членом жюри, а я - гостем). Заходили в какие-то ресторанчики, разговаривали. И он мне сказал, что для него детство - это запах яблок в деревянном доме. И он родом из этого детства.
Первую роль в фильме "Я шагаю по Москве" он сыграл еще школьником и благодаря ей очень ярко и рано заявил о себе, как актер. Он снял много замечательных картин, но я очень люблю его "Обломова" и считаю, что в этой картине он глубже всего раскрывается как художник. Михалков - человек Серебряного века России. Его приверженность к старой императорской России кого-то раздражает. А мне кажется, это совершенно органично и искренне. Помимо многих наград, у Михалкова есть главная - любовь зрителей, что очень важно.
Михалков - человек идейный. Он проповедник, страстный апологет императорской России, великой России, хотя невозможно вернуться в прошлое. Но у него есть идея. Само наличие у человека какой-то идеи - это уже признак творчества. В наше время мало людей с внутренним ощущением идеи. У многих идея превратилась в некую моду. А для него она искренняя. Это отличает Никиту. Я бы пожелал ему не потерять творческую энергию. Ту, которая позволяет создавать фильмы, что и есть смысл нашего существования.
Алексей Налепин, вице-президент Российского фонда культуры, доктор филологических наук:
- С Никитой мы вместе учились в 20-й специальной московской школе. Это было в 60-х годах. Однажды мы с одноклассниками собирали макулатуру. Позвонили в квартиру на улице Воровского - вышел Сергей Владимирович и протянул пачку газет. А потом появился Никита. Но он недолго у нас учился и окончил потом вечернюю школу.
...В 90-е годы мы, специалисты, предложили идею создания "Российского архива", а Никита тогда сказал: "Давай ко мне". А поскольку Никита стал президентом Фонда культуры, мы стали программой фонда. Благодаря Михалкову были изданы книги Ильина, Розанова. Мы публикуем архивные документы, относящиеся к истории России, которые ранее никогда не публиковались. Наша работа была оценена Государственной премией. Мы первыми опубликовали документы отца Бориса Старка - он отпевал всю русскую эмиграцию на Русском кладбище в Париже.
У Никиты - огромное обаяние, и человек, попадая в его ауру, полностью растворяется и готов следовать за ним во всех его начинаниях.
Отец Андрей Галухин, настоятель Храма Архистратига Божия Михаила при Генштабе МВД:
- С Никитой Сергеевичем я познакомился на показе сериала "Русский выбор". Правда всегда производит впечатление. Никита Михалков - великий мастер. "Русский выбор" - фильм о нашей истории: что будет с нами, если не вернемся к своим корням.
Такие люди, как Никита Михалков, нужны России. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем громче он говорит правду, тем дальше он слышен. Михалков вещает, как с колокольни.
Елена Чавчавадзе, руководитель "Дирекции президентских программ" при Российском фонде культуры:
- Достижением последних лет я считаю фильм "Русские без России", который хотят выдвинуть на Государственную премию. Канал "Культура" не в состоянии был заплатить гонорары, и Михалков снимался бескорыстно.
Михалкова любит народ. Одного военного, рассказывали мне, запилила жена - уходи из армии да уходи... Но когда увидела "Сибирского цирюльника", переменила мнение и сказала мужу, что уходить не надо. Если Михалков смог убедить хоть одного человека развернуться лицом к нашей армии, значит, Российское государство восстановится.
Никита Михалков в последнее время занят на съемках документального фильма об истории христианства. Я ему позвонила рассказать, как Марина Антоновна Деникина была принята президентом России. А Никита Сергеевич сказал, что у него состоялся разговор с президентом. Владимир Путин только что посмотрел наш фильм "Деникин": "Чем больше я смотрю и слушаю, что вы говорите, тем больше понимаю, что это очень важно для страны".
Легко ли быть дочерью Никиты Сергеевича?
семья |
Анна Михалкова| Легко. Я не была дочерью никого другого, поэтому не могу сравнивать. А вот принадлежать к семье - большая ответственность и некоторое напряжение от пристального внимания окружающих.
Российская газета| Назовите, пожалуйста, основные черты характера Никиты Сергеевича...
Михалкова| Он человек очень целеустремленный, трудолюбивый, фантастически работоспособный с замечательным чувством юмора...
РГ| Но вы сами не создаете впечатление человека, одержимого актерской профессией...
Михалкова| Да, я бы не сказала, что кино занимает всю мою жизнь. Это одна из ее составляющих, правда, довольно большая. Кроме него существует, например, еще работа на телевидении в программе "Спокойной ночи, малыши!". Вместе с Сергеем Газаровым я занимаюсь продюсированием фильмов. Я делаю несколько специальных проектов: "Фестиваль российского искусства", премия Гильдии кинооператоров "Белый квадрат".
РГ| Вы из семьи известных деятелей культуры, родились и выросли в Москве. Как вам удается так точно создавать образы "простых русских женщин"?
Михалкова| Вся моя жизнь прошла на Николиной Горе в очень благополучной семье. Но перед съемками картины Дмитрия Месхиева мы полтора месяца прожили в деревне. И я поняла, что деревенские жительницы более открыто показывают то, что происходит внутри каждой женщины, не прикрывая это образованием и воспитанием. Поэтому проявления всевозможных чувств, переживаний, свойственные всем нам, у них ярче, импульсивнее...
РГ| Как ваши дети оценивают вашу работу в программе "Спокойной ночи, малыши!"?
Михалкова| Когда они были меньше (старшему сейчас пять, младшему - четыре года), появление мамы на телеэкране вызывало у них больше интереса. Сейчас, видимо, привыкли. Если раньше передавали приветы Хрюше и Степаше, то сейчас этого нет.
РГ| Вы - воцерковленный человек. Тяжело ли быть верующей актрисой?
Михалкова| Меня крестили в детстве, и православие - составляющая часть моей жизни. В том, чтобы играть отрицательных персонажей, я не вижу ничего плохого: порок должен быть показан так, чтобы зритель понял, насколько он отвратителен. Но если внутренне чувствую, что мне предлагают сыграть что-то сомнительное, я отказываюсь.
РГ| Сейчас в какой-нибудь картине снимаетесь?
Михалкова| Недавно закончила сниматься в режиссерском дебюте Дуни Смириновой "Времена года". Картина, в которой я сыграла вместе с Михаилом Пореченковым, - про взросление тридцатилетних.
соседи |
Василий Ливанов, актер, писатель:
- Я знаю Никиту ровно со дня его рождения. Когда мне было 10 лет, нам домой позвонил друг семьи Сергей Владимирович Михалков и сказал, что у него родился сын. На моих глазах, можно сказать, он дорос до седовласого мужа. Как он сам говорит, мы с ним из одной детской, поэтому отношения у нас не столько дружеские, сколько родственные. Мы жили много лет в одном доме, часто виделись. Так получилось, что дачи наших родителей находятся рядом. Я партнерствовал с Никитой в сериале "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". С радостью смотрел фильм "Статский советник", видя, как он буквально дает мастер-класс следующему актерскому поколению. Наше счастье, что мы с ним являемся продолжателями рода и продолжателями принципов и традиций русского реалистического искусства наших родителей. Сохранив при этом свое лицо, не копируя их достижений. Мы видимся реже, чем созваниваемся. Однажды поздно вечером, почти ночью Никита позвонил мне в ужасе, как старшему товарищу и родственнику. Он спросил, что делать, потому что Степа, который был совсем маленьким, нашел его школьный дневник. Со всеми оценками и вызовами родителей в школу. На что я сказал Никите, чтобы он объяснил сыну, что тот нашел не все его дневники, и что в дальнейшем он исправился, и сейчас, таким, какой он есть, может служить Степе примером.