25.10.2005 04:00
Авто

Виктор Христенко в США будет обсуждать будущее российской промышленности

Виктор Христенко о будущем российского автопрома и авиапрома
Текст:  Федор Ильин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3908) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3909)
Читать на сайте RG.RU

Визит готовился давно. С чем он связан? Планируется ли подписание крупных соглашений и совместных проектов? На эти и другие вопросы в интервью "Российской газете" отвечает глава российской делегации, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.

Виктор Христенко | Отношения России и Америки сейчас уже подошли к такому этапу, когда мы можем обсуждать совместные проекты, конкретные действия. Этим объясняется обширная программа встреч и переговоров российской и американской стороны, государства и бизнеса.

Что касается самой программы, то на время пребывания в Вашингтоне запланированы переговоры с министром торговли Карлосом Гутьерресом, с представителями ключевых ведомств промышленно-энергетического комплекса США: в частности, с министром энергетики Сэмюелом Бодмэном, главой сенатского комитета по энергетике Питом Доменичи, а также главой комитета по энергетике Палаты представителей конгресса Джо Бартоном. Кроме того, в программу внесены встречи с главами крупнейших компаний, таких как "Коноко-Филипс", "Шеврон", "Эксон-Мобил", BP, "Форд", "Дженерал моторс" и "Боинг".

В ходе встреч с американскими нефтяниками в Хьюстоне предполагается обсудить возможности развития отношений двух стран в области поставок энергоресурсов, в частности, проекты по развитию российской транспортной инфраструктуры углеводородов и перспективы поставок в США сжиженного природного газа (СПГ).

Мы планируем затронуть вопросы участия американских инвесторов в российских проектах и ситуацию на глобальном рынке энергоносителей. В обсуждении будут принимать участие представители российских компаний "Роснефть", "Газпром" и "ЛУКОЙЛ".

В Детройте делегация посетит крупнейшие автомобильные и сталелитейные заводы США. В завершающей части визита обсуждение совместных проектов с компанией "Боинг", в продукции который используются российские комплектующие.

Российская газета | Вы встречаетесь с представителями американских автомобильных корпораций. Это "Форд" и "ДжиЭм", совместные проекты этих компаний уже реализуются на территории России. Концепция промышленной сборки предполагает расширение иностранных участников в российском автопроме. Как это скажется на отечественном производителе?

Христенко | Думаю, вы знаете, что за все последние годы рынок автомобильной продукции совершенно планомерно уступал место иномаркам двух категорий - подержанным и новым. И это проблема реальная, которая говорит о том, что либо мы будем завозить готовые автомобили и их покупать, либо мы сможем создать условия для того, чтобы производство этих автомобилей, которые сегодня завозятся в Россию, осуществлялось на территории России, что и будет российским автомобилем.

И именно по этому поводу и было принято решение - по режиму промышленной сборки. И только те производители, которые приходят в Россию, для того чтобы здесь организовывать производство, а стало быть, проинвестировать все то, что связано с конвейерными линиями, со сваркой, окраской кузовов и потом производством комплектующих или приобретением у российских производителей этих комплектующих, могут быть освобождены от этих пошлин на комплектующие.

И в этом есть большое различие, и этот режим создан специально для инвесторов, причем не только иностранных, я это хочу подчеркнуть, это достаточно важный момент, поскольку кажется, что это только иностранный капитал будет этим заниматься. Отнюдь. "Северсталь-Авто", "СОК" тоже видят себя в этом режиме.

Опять же, если говорить о режиме "промышленной сборки", то требование достижения разумного уровня специализации в крупносерийном автомобильном производстве определяет вектор движения к новой структуре отечественного автопрома.

К тому же мы понимаем, что сборка в отдельности не обеспечивает такого же вклада в добавленную стоимость, как интегрированное производство. И для повышения этого вклада необходимо развитие производства автокомпонентов.

Одним из положительных следствий формирования новой структуры автопрома должно стать широкое вовлечение в производство автокомпонентов предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих большую гибкость производственной структуры.

Количество поставляемых по сниженным пошлинам автокомпонентов будет ограничено количеством заявленных для сборки автомобилей на конкретных предприятиях и не должно вызвать снижения производства автокомпонентов российскими заводами.

Также отмечу, что постановление не затрагивает вторичный рынок автокомпонентов и действует только в отношении предприятий (как российских, так и зарубежных), осуществляющих промышленную сборку на территории России.

Примечательно, что все серьезные инвесторы, реализующие проекты промышленной сборки иномарок в России, планируют использовать автокомпоненты российского производства. И это не следствие принуждения со стороны государства, а естественное бизнес-решение, продиктованное логикой частного предпринимателя. Поэтому неизбежен и рост спроса со стороны автосборщиков на продукцию российских предприятий из смежных отраслей - металлургов, химиков и других.

За полгода в России собрана 71 тысяча иномарок - это на 23 процента больше, чем в прошлом году. Во второй половине года темпы роста должны ускориться - в частности, от проекта "Ижмаш" мы ожидаем первые 8 тысяч машин КИА "Спектра" уже в этом году. Запущено производство "Рено Логан" - в июне собрана первая тысяча автомобилей. Успешно реализуются прежние проекты по автосборке: остается устойчивым производство иномарок на "GM-АвтоВАЗ" (27 тысяч за полгода), постепенно наращивает темпы производства "Форд" во Всеволжске (более 13 тысяч за полгода).

Следует понимать, что выход на проектную мощность любого производства, тем более предполагающего существенную степень локализации автокомпонентов, занимает определенное время. Поэтому мы ожидаем полномасштабный эффект на российский рынок автомобилей от решений по промышленной сборке примерно через два года.

РГ | Виктор Борисович, посещение заводов компании "Боинг" связано с развитием сотрудничества российских компаний и "Боинга" или планируется изучение опыта по созданию национальной авиастроительной корпорации?

Христенко | Мы заинтересованы в решении и той и другой задачи. Тема авиастроения для нас актуальная, поскольку мы находимся в точке подготовки и принятия стратегических решений и по будущему облику российской авиационной промышленности, и по стратегии позиционирования в разных секторах рынка. Для нас сейчас активные контакты с основными игроками являются не экскурсионной поездкой, хотя это все очень интересно, а скорее связаны с перспективными проектами.

Могу отметить, что нашу страну с "Боингом" связывает уже более чем десятилетнее плодотворное сотрудничество. С этой компанией в рамках кооперации работают не только проектно-конструкторские организации, но и вертикально интегрированные авиастроительные холдинги, такие как "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", "Сухой" и "Волга-Днепр", а также наши металлурги.

Все знают, что сегодня в России создается новый региональный самолет. На основании Соглашения, подписанного компанией "Боинг - Гражданские самолеты" и ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого" в январе 2003 г., в рамках рассчитанной ориентировочно на 20 лет программы "Боинг" будет оказывать консультационные услуги по проектированию, производству, сертификации и послепродажному обслуживанию самолета. В рамках Соглашения нашим производителям будет оказано содействие в реализации самолета на экспортных рынках за пределами России и СНГ, где "Боинг" традиционно имеет сильные позиции.

Что касается обмена опытом, то соглашусь с тем, что в части секторов, таких как авиастроение, мы, безусловно, нуждаемся в привлечении перспективных технологий. Одновременно с этим мы видим либерализацию рынка и создание "продвинутых" секторов промышленности на территории России. Мы движемся в этом направлении. В автомобилестроении по этому типу уже реализован "режим промышленной сборки". В авиастроении, которое является еще более сложным сегментом - в мире очень мало компаний, работающих в авиационной промышленности - Россия отрабатывает собственную стратегию, которая предназначена не для границ Российской Федерации. Стратегия реализуется для глобального рынка.

В этом смысле для нас чрезвычайно важно выстроить долгосрочные партнерские отношения с основными игроками. Применительно к США - это компания "Боинг". И сейчас дня не проходит, чтобы мы не были вовлечены в эти процессы и эти темы.

РГ | Какие формы взаимодействия с иностранными, в частности, американскими авиастроительными компаниями предпочтительнее для нас?

Христенко | Тут есть разные варианты. Например, просто поставка по кооперации. И мы расширяем объемы поставки, скажем, для "Боинга". Если в прошлом мы поставляли просто металл, материалы, то сейчас мы поставляем детали достаточно высокой степени обработки, пока в рамках кооперации.

При этом кооперация также приобретает разные формы. Недавно было открыто совместное предприятие с компанией "Снекма" (входит в группу "Сафран"). На этом совместном предприятии сегодня из российского сырья и российской заготовки производятся детали двигателей, которые "Сафран" поставляет самым массовым порядком для "Боинга".

Мы считаем, что это важно, что это хорошо и это надо продолжать. Мы готовы брать на себя риски, особенно в тех секторах, где мы видим лидерство компаний. Это касается новых проектов, например дальнемагистральных самолетов. И мы готовы брать на себя часть рисков, но при этом беря и возможности присутствия, через разделение ответственности, на глобальных рынках.

У нас, хочу это отметить особо, есть собственные проекты в области гражданского самолетостроения, в которых мы готовы выступать интеграторами. Мы готовы это делать в региональном пассажирском авиастроении, у нас хорошие позиции в транспортной авиации, где мы также готовы выступать системными интеграторами, приглашая к себе в партнеры известные компании для продвижения нашей продукции.

РГ | То есть реализуется принцип "все страны в гости к нам". А российские компании пойдут в США?

Христенко | Кто-то наверняка пойдет, а кто-то уже давно, и подчеркну - успешно, работает. Что касается технологии, что касается промышленности, то мы чрезвычайно заинтересованы в расширении партнерства по самым важнейшим для нас секторам: авиастроение, автомобилестроение, химия, металлургия. Это что касается традиционных, так сказать, отраслей промышленности. Но нас интересует также и развитие IT-технологий, весь сегмент телекоммуникаций, включая космос. В части этих сегментов у нас есть хорошие рыночные позиции, уже завоеванные Россией. По сути дела наши предприятия в состоянии покупать не только технологии, включая самые передовые, но и в состоянии покупать объекты бизнеса и в других странах, в том числе и в Соединенных Штатах. Это касается и цветной и черной металлургии, где у российского бизнеса достаточно крепкие позиции.

То, что сегодня происходит в сфере производства высоких технологий, становится все более виртуальным, и громадная армия программистов не выезжает в США, как это было раньше, а работает здесь - в России, имея возможность продавать свою продукцию в том числе и на американском рынке. Пожалуй, основные сектора нашего взаимодействия связаны как с традиционной промышленностью, так и новыми высокими технологиями. В принципе, мы расширяем это сотрудничество и в двойных секторах, где присутствуют и гражданские, и оборонные технологии.

Я сказал о том, что российские компании успешно работают в США. При этом стоит отметить, что на территории этой страны российские металлургические компании - "Группа "Северсталь" и "Норильский никель" уже приобрели производственные активы. И это более интересно потому, что это серьезные работающие промышленные предприятия в непростых секторах, куда идет российский бизнес. Это, кстати, очень важно и интересно. Это даже не газ, и не нефть, и не заправочные станции, это более трудные и более тяжелые сектора для бизнеса.

И тем более радует успех российских компании на этом поприще. К моменту начала сделки "Северсталь" - "Руж Стил", американская компания на протяжении пяти лет находилась в состоянии банкротства и имела задолженность в 2003 году порядка $573 млн. Но уже через три месяца после закрытия сделки теперь уже "Северсталь Норф Америка" вышла на прибыльный режим работы.

РГ | Виктор Борисович, США - один из ключевых потребителей нефти в мире. Россия же - делит первое место с Саудовской Аравией среди экспортеров сырья. Однако в Америке российские углеводороды не играют ключевой роли. Изменится ли такая ситуация в ближайшее время?

Христенко | Россия в ближайшие 20 лет прогнозирует наращивание добычи как нефти, так и природного газа. К 2010 году добыча нефти в России перешагнет рубеж в 500 млн. т. Естественно, северо-американский рынок для России является одним из перспективных. Для выхода на него планируется увеличение пропускной способности северных нефтепроводных маршрутов (на Мурманском и Архангельском направлениях), а также строительство и развитие северных морских портов. Одним из источником поставок будет нефть Тимано-Печорской провинции, как ее морских, так и сухопутных месторождений, где уже в 2015 году добыча может достигнуть 50 млн. т. По сравнению с 2004 годом объем добычи в этом регионе увеличивается более чем в два раза.

Вполне вероятны поставки нефти в США и с сахалинских месторождений. Реализация сахалинских проектов позволит многократно увеличить добычу в течение ближайших десяти лет (с 2 млн. т в 2004 году до 30 млн. т в 2015 году). Кроме того, и это очень важно отметить, к 2015 году на восточное побережье России придет около 50 млн. т нефти из других нефтегазоносных провинций. Объем поставок нефти в США будет во многом зависеть от потребительской емкости нефтяных рынков в этом регионе.

РГ | А не помешает этим масштабным планам наметившаяся стагнация темпов роста добычи сырья в России?

Христенко | В разные периоды - и низких, и высоких мировых цен на нефть - мы всегда исходили из одной простой мысли: самое главное для рынка и для России как поставщика на этом рынке - его стабильность и предсказуемость. Свои планы и оценки собственных возможностей мы не пытались и не будем пытаться изменять каждый квартал или чаще. Наши долгосрочные прогнозы и возможности зафиксированы в энергостратегии страны. А в этом документе четко заложен выход на "полку" добычи начиная с 2008 года. И этот уровень - 450-520 млн. тонн в год в зависимости от действия двух факторов - конъюнктуры и собственного развития экономики России. Благоприятная конъюнктура позволила нефтяным компаниям вкладываться в добычу, и мы приблизили выход на этот уровень на два года. При этом основной объем прироста приходился на экспорт. Сейчас мы имеем рост по добыче около 2% в год после 12%. И это не так уж мало по сравнению с остальными добывающими странами. Однако это не очень привычно для нас, для России.

В этом году ожидается добыча на уровне 478 млн. тонн нефти. В среднесрочной перспективе можем рассчитывать на выход 500 млн. тонн в течение 2-3 лет. Мы считаем, что можно не только удерживать этот объем добычи, но и повысить его темпы роста. За счет каких факторов? Привлечение дополнительного интереса инвесторов за счет изменения подходов к законодательству в этой сфере. Законодательство должно стимулировать выход компаний на новые месторождения, а также способствовать извлечению нефти из выработанных месторождений. Поэтому наши предложения заключаются в использовании налоговых каникул для новых месторождений на более тяжелых для освоения участках Восточной Сибири и шельфа, а также преференциальных условий для месторождений выработанных.

Поскольку новые месторождения находятся в районах с неразвитой инфраструктурой, то инфраструктурные риски в определенной степени должно разделить государство. Государство в свою очередь принимает решение о диверсификации уже имеющихся и создании новых маршрутов по экспорту нефти. Речь идет о реализации проекта трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан" и начале проработки Северного маршрута, в процессе реализации которого мы активно сотрудничаем с нашими американскими коллегами.

РГ | В газовой сфере, похоже, не менее грандиозные планы сотрудничества?

Христенко | "Газпром" наладил тесное сотрудничество с ведущими нефтегазовыми компаниями США и подписал с ними ряд документов о намерении сотрудничества в области СПГ и планирует уже в 2005 году начать своповые (обменные) поставки СПГ на американский рынок: поставки российского сетевого газа в Европу будут обмениваться на СПГ, поставляемый американскими компаниями в США.

В 2006-2009 годах своповые поставки планируется продолжить уже на основе среднесрочных контрактов с американскими компаниями. После 2010 года должны начаться прямые поставки в США российского СПГ по долгосрочным контрактам.

Согласно предварительному анализу, данный проект технически реализуем и, видимо, коммерчески рентабелен. Мы планируем, что консорциум по разработке Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря и поставке СПГ в США будет сформирован уже в этом году. Здесь надо отметить, что реализация газового проекта - возможно, крупнейшего в истории отношений России и США - отвечает долгосрочным интересам экономического развития и энергетической безопасности обеих стран.

Легковые авто Внешняя политика Минпромторг