- "Хванчкара", сливовое кинжо, королевское гранатовое вино, кокосовый ром, шотландский виски, - приглашает отведать "серого" спиртного начальник экспертно- криминалистического Управления ФТС Владимир Картавцев. Но читатели не рискуют, поскольку до этого уже наслышались о "дорогостоящем виски" - "Чивас", которое, как выяснилось, на 95 процентов состоит из воды и на 5 процентов - из йода. Этот экземпляр из большой партии "левых" товаров, которую недавно задержали на границе, демонстрировал пару минут назад сам же Картавцев.
- Не бойтесь, - успокаивает гостеприимный криминалист. - Вино качественное, это уже подтвердил наш специальный прибор - "алконавт". Другое дело, что импортеры заявили его по низким ценам.
По словам Картавцева, экспертиза спиртного - самое "склочное" дело. От того, как продекларируют алкоголь предприниматели, зависят таможенные пошлины, а значит, наполняемость государственного бюджета.
Импортеры же зачастую стараются обмануть государство, пытаясь ввозить эту продукцию в страну либо контрабандой, либо - заведомо поддельной, либо декларировать под другими наименованиями. Таможенные эксперты-криминалисты должны раскусить подвох и доказать все эти уловки. А "алконавт" им в этом помощник. Он способен за минуты определить, есть ли в той или иной бутылке токсичные примеси, каково количество заявленного спирта, сахара и прочих ингредиентов, "влияющих" на уплату таможенных пошлин. Вот и сейчас на наших глазах "алконавт", смачно булькая, проверяет на честность армянский коньяк.
Сегодня криминалисты могут распознать изъян в сотнях тысячах товарах: в продуктах питания, обуви, косметике, парфюмерии, лекарствах, игрушках, шубах, в бензине, моторных маслах, деньгах, драгоценностях. В среднем за день здесь проводят до 500 экспертиз. Причем на каждую отводится минимум 30 минут. Ведь по новому Таможенному кодексу оформить товар необходимо в течение трех дней.
Генерал таможенной службы Александр Жерихов ждет нас в своем просторном кабинете. На его рабочем столе - мощный компьютер, бесшумно работает телевизор. "Компьютер здесь - самое главное действующее лицо, - объясняет нам главный таможенник страны. О том, что это действительно так, убеждаемся чуть позже. А пока спешим задать Александру Жерихову самые "горячие" вопросы, которые "пришли" от читателей "РГ" с Дальнего Востока. Речь идет о неожиданном введении Дальневосточной таможней мини-каталога на подержанные японские автомобили, который значительно увеличил стоимость их растаможки. Во Владивостоке люди устроили пикеты и не стеснялись в выражениях.
- Это что, - спрашивают в одном из писем, - политическая линия власти на сокращение ввоза в Россию иномарок, чтобы поддержать отечественный автопром? И что теперь будет с мини-каталогом?
Александр Жерихов | Все значительно проще - никакой политики. В таможенных органах Дальневосточного региона ежегодно оформляют около 30 процентов всех автомобилей, которые ввозятся на территорию России. Понятно, что такое количество машин самим дальневосточникам ни к чему. Ясно и то, что недобросовестные импортеры, используя теневые схемы, переправляют авто в центр, в Сибирь, на Урал. Ежегодные потери федерального бюджета при этом составляют порядка 130-150 миллионов долларов США. А "теневики" не хотят лишаться огромных незаконных прибылей, которые получают от неуплаты таможенных платежей. Так что им есть за что биться и подстрекать граждан к выходу на улицы. Но люди должны понять: деньги, утаенные недобросовестными импортерами от бюджета, это, в сущности, недоплаченные пенсии и зарплаты тем же дальневосточникам.
В европейской части нашей страны уже давно сформировалась практика пользоваться при оформлении автомобилей "ценовыми" каталогами. Теперь очередь дошла до Дальнего Востока. Мы понимаем, что это непопулярная мера, но иных подходов не может быть - закон един для всех. Мы, в частности, порекомендовали создать на Дальнем Востоке ассоциацию автодилеров. Ее члены могли бы провести разъяснительную кампанию - рассказать людям, зачем и почему изменен в их регионе принцип определения таможенной стоимости, ввозимых с азиатского рынка автомобилей.
Российская газета | И все же какова окончательная позиция Федеральной таможенной службы по введению в действие этого миникаталога? Ваш первый зам. Владимир Шамахов, его слова процитировали многие газеты, сказал, что его отменят?
Жерихов | СМИ неправильно интерпретировали слова Владимира Шамахова. Он говорил не об отмене, а о приостановлении действия данного мини-каталога. Позиция ФТС была и остается неизменной - введение мини-каталога является правомерным шагом. Но предложенная Дальневосточным управлением методика по некоторым параметрам будет доработана. После согласования цен с производителями планируется включить в каталог все автомобили японских и корейских торговых марок, ввозимых на Дальнем Востоке.
РГ | Когда это произойдет?
Жерихов | Надеемся, что до Нового года.
РГ | Депутаты Законодательного собрания Приморского края считают, что для дальневосточников должны действовать льготные правила импорта некоторых товаров. Как вы относитесь к этой идее?
Жерихов | Отрицательно. Сегодняшняя таможенная политика не предусматривает индивидуальных и региональных льгот. Представьте, что на Дальнем Востоке действительно будет введен льготный таможенный режим. Да сюда со всей страны "сбегутся" фирмы, чтобы зарегистрироваться в этом регионе. Другое дело - создать особые экономические зоны. Закон есть. Если уж пользуются на Дальнем Востоке таким спросом японские автомобили, почему бы Законодательному собранию, руководству края, бизнесу не выйти с предложением организовать в рамках такой зоны сборочное производство популярных у населения японских и корейских машин? Такие автомобили будут гораздо дешевле импортных.
Эльмара Хусейнова, г. Казань. | В 2000 году я купила "Тойоту", которая оказалась краденой. Узнала об этом, когда регистрировала машину в автоинспекции. Почему Смоленская таможня не предъявляет претензий к первому владельцу? А мою машину хотят арестовать за неуплату таможенных пошлин? Есть же определение Конституционного суда, по которому я не обязана знать о незаконности ввоза.
Жерихов | По таможенному законодательству все грузы, в том числе иностранные легковые автомобили, должны пройти таможенное оформление, за них должны быть уплачены пошлины. Советую всем, кто собрался обзавестись иномаркой, прежде чем ее покупать, обращаться с официальным запросом или в Федеральную таможенную службу, или в ее региональное подразделение. Но для этого покупатель должен точно знать, у кого купил машину. Тогда, в случае чего, будет, кому выставить судебный иск. Таможенники же, арестовывая автомобиль, не оспаривают права вашей собственности, а в соответствии с законом накладывают ограничение на эксплуатацию транспортного средства.
У нас сегодня есть база данных по всем оформленным автомобилям. Нажмет инспектор кнопку компьютера, и все с вашим автомобилем будет ясно. Такая услуга на таможне предоставляется бесплатно. А когда вы покупаете авто на рынке, с рук, без проверки, тогда и начинаются проблемы. Конечно, в идеале такую базу данных по автомобилям, прошедшим таможенное оформление, нам хорошо бы вести вместе с ГИБДД. Надеюсь, эта возможность у нас вскоре появится.
А теперь слово читателям, которые присутствуют на встрече с Жериховым.
Светлана Громакова | Александр Егорович, насколько реально полностью исключить ввоз в Россию поддельных товаров? К нам конрафакт уже начали "поставлять" крупными промышленными партиями.
Жерихов | Говорить о полном исключении пока рано, но мы делаем все возможное, чтобы поставить ему заслон. С 1 января 2004 года, благодаря новому Таможенному кодексу, у нас появилась возможность контролировать ввоз в страну так называемых объектов интеллектуальной собственности - раньше таких полномочий у нас не было. Если, к примеру, владелец торговой марки считает, что через границу идут подделки под его фирменные лекарства, обувь, парфюмерию, музыкальные диски, одежду и прочее, или они ввозятся без его ведома, а то и вообще контрабандой, он пишет заявление в таможенный орган с просьбой включить свой бренд в специальный реестр. После этого подделкам под маркой данного владельца в Россию проникнуть становится гораздо сложнее. В специальном реестре ФТС сегодня уже зарегистрировано более 500 товарных знаков различных мировых производителей. В результате в 2004 году таможенники завели 154 дела по административным нарушениям прав интеллектуальной собственности. В этом году только за полгода открыто 158 таких дел. Как видите, динамика хорошая. Мы сегодня перехватываем на границе огромные партии контрафакта. Недавно на Дальнем Востоке предотвратили ввоз 300 тысяч "левых" кроссовок, остановили несколько фур с контрабандным алкоголем, уничтожили 33 тысячи пачки сигарет "Мальборо".
Что касается физических лиц, перевозящих мелкие партии поддельных товаров, то проконтролировать их на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности очень сложно. Только если будет соответствующая оперативная информация. В Таможенном кодексе есть норма, согласно которой гражданин может беспошлинно провести товаров на 65 тысяч рублей, весом - не более 50 килограмм. Этим пользуются так называемые "помогайки" - карго-перевозчики, которые по заказу "челноков" гонят достаточно крупные партии товаров. Они пока чувствуют себя достаточно уверенно, но долго так продолжаться не будет. Мы уже подготовили изменения в Таможенный кодекс.
Есть у нас предложения и по борьбе с ввозом промышленных партий поддельных товаров. Мы это учли, когда готовили концепцию развития таможенной службы, которая в ближайшее время будет обсуждаться на правительстве. В России должна быть создана единая электронная база всех сертификатов, лицензий, разрешений, которые выдают участникам внешнеэкономической деятельности различные государственные контролирующие органы. Тогда таможенники во всех регионах России в режиме реального времени могли бы пользоваться этой базой и быть абсолютно уверенными, что им не пытаются всучить липовый документ. Правда, дело осложняется тем, что сегодня все контролирующие органы - а их в России около двадцати: от органов по сертификации до Ростехрегулирования и фитосанитарного контроля - с точки зрения информационных технологий находятся на разном уровне развития.
А до 2010 года в России будут построены 20 современных досмотровых комплексов с рентгеновским оборудованием, уникальными техническими и программными средствами контроля. Подходит, к примеру, к такому комплексу огромная фура. Три минуты - и все ее содержимое, электроника, обувь, одежда видны, как на ладони.
Громакова | А сегодня такие комплексы есть?
Жерихов | К концу этого года первый комплекс, я думаю, пустим, на Брянской таможне, на границе с Украиной. Дальше они будут установлены в Находке, в Выборге, в Новороссийске, в крупных морских портах. Контрабандистам и нарушителям таможенных правил останется одно: перемещать товары вне пунктов пропуска. Но и последствия будут соответствующими.
Леонид Могилянский, адвокат | Меня волнует проблема конфиската. Ежедневно таможенники задерживают на границе незаконно ввезенные товары на сотни тысяч рублей. Что происходит с ними потом, сколько денег от их реализации поступает в бюджет? И куда пропала "арестованная" недавно на таможне большая партия мобильных телефонов? Она что, в "черную дыру" канула?
Жерихов | Процедура оформления конфиската сегодня похожа во всех правоохранительных органах. Сначала следователь выносит постановление о задержании того или иного товара, затем дело рассматривает суд, который принимает решение о реализации конфиската через судебных приставов или через специализированного уполномоченного - Российский фонд федерального имущества.
Федеральная таможенная служба к реализации конфискованных товаров никакого отношения не имеет. Наше дело - исполнение постановлений о конфискации товаров и транспортных средств и передача их для дальнейшей реализации в РФФИ или, в соответствии с судебными решениями, судебным приставам. В любом случае доходы от конфиската, которые поступают на наши счета из РФФИ, мизерные. Если с 1 января 2005 года мы перечислили в бюджет налогов на сумму 1 триллион 533 миллиарда рублей, то доходы от конфиската составили чуть менее 200 миллионов рублей, или тысячную долю процента от общих поступлений.
А то, что мобильные телефоны исчезли, как вы выразились, в черную дыру, это - не к таможенникам. У нас нет информации об их дальнейшей судьбе.
РГ | С 1 октября 2005 года производители бытовой техники и мобильных телефонов должны регулярно сообщать в ФТС данные об оптовых ценах на выпускаемую ими продукцию, а также подавать списки официальных поставщиков. Этот процесс уже начался, вы довольны, как идут дела?
Жерихов | Доволен. Бизнес-сообщество поддерживает наши инициативы. Сегодня уже 25 ведущих мировых компаний - японские, европейские и южнокорейские производители мобильных телефонов предоставили нам ценовую информацию. Это позволит нам точно проконтролировать таможенную стоимость каждого мобильного телефона. Кстати, некоторые крупные операторы рынка электроники и бытовой техники, которые раньше не занимались прямым импортом, заявили о желании самостоятельно ввозить товары, минуя услуги посредников. Работу в этом направлении мы продолжим. Это ведь и для покупателей выгодно - цены будут стабильными, подделок станет меньше.
Илья Трегубов, г. Екатеринбург | Из России вывозится огромное количество неучтенной древесины. Чем здесь таможня может помочь?
Жерихов | Мы давно говорим: как только дерево, которое "определили" на экспорт, срубили, каждое бревно надо маркировать соответствующими бирками или электронными метками. Сегодня же в Сибири китайские предприниматели тоннами скупают лес за наличный расчет. А если такая маркировка будет видна, тогда и учет будет налажен. Кроме того, надо сократить места таможенного оформления древесины. И перемещать лес не в вагонах, в которых сегодня его невозможно проверить, а на открытых платформах. Кстати, по вопросам экспорта леса две недели назад мы провели две коллегии в Дальневосточном и в Сибирском таможенных управлениях, куда пригласили железнодорожников и администрацию этих регионов. Скоро в Иркутской области благодаря поддержке губернатора начнется эксперимент по новым правилам отгрузки и таможенного оформления леса. Если эксперимент в Иркутске приживется, то, я думаю, что "процесс пойдет" и по России.
Артур Бокучаров, г. Светлогорск | Сейчас льготный ввоз и продажа иномарок - доходный бизнес для многих калининградцев. А отмена "областной растаможки", слухи о которой будоражат регион, больно ударит по тысячам жителей анклава.
Жерихов | Это вопрос к минпромэнерго, минэкономразвития. Я знаю, что готовится новая редакция Закона об особой экономической зоне в Калининграде. Лично я считаю, что с учетом особенностей этого региона, мы обязаны сохранить прежний режим. Но опять же в рамках закона, в который необходимо внести корректировки. Статистика показывает, что почти каждое третье преступление "по автомобилям", обнаруженное таможенными органами Северо-Западного таможенного управления, приходится на Калининградскую область. Проверка, проведенная в этом году Счетной палатой Российской Федерации, выявила несколько тысяч автомобилей, которые предположительно используются на остальной территории Российской Федерации, хотя были ввезены без уплаты таможенных платежей при условии их эксплуатации только в Калининградской области. Таким образом, отвечаю только за свою службу - деятельность таможенников будет направлена на пресечение нарушений таможенного законодательства при одновременном расширении практики применения льгот для законопослушных жителей этой области.
Вопрос | Несколько сибирских регионов граничат с Казахстаном. И жителей волнует, что через российско-казахстанскую границу к ним идет мощный поток контрабандных китайских товаров. Особенно ущемлены местные производители, которым трудно конкурировать с китайским ширпотребом. Когда наконец установится действенный таможенный контроль на этом направлении?
Жерихов | С Казахстаном у нас семь тысяч километров границы, идущей по степи. Но, думается, свет в конце степи виден. На этой неделе я вернулся из Казахстана, где проходило совещание Совета руководителей таможенных служб ЕврАзЭС. Там мы с казахскими коллегами детально рассмотрели вопросы строительства и эксплуатации совместных пунктов пропуска. Некоторые из них казахская сторона и "пустит" в эти здания российские пограничные, таможенные и другие контролирующие службы. Аналогичные пункты пропуска организует для себя и для казахских коллег Россия. Если такой подход одобрят в минтрансе, МИДе и других ведомствах, то скоро начнем строить. На этой же встрече было достигнуто и другое важное решение. Казахстан стал первой страной, с которой мы подписали Соглашение о предварительном информировании. Получение заблаговременной информации от казахских коллег о грузах, которые идут через пункты пропуска, позволит нам сосредоточить усилия и ресурсы на борьбе с контрабандой.
РГ | Есть анекдот: "Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники". Не считаете ли вы, что сама система толкает на взятки и воровство сотрудников таможни?
Жерихов | Говорите, место хлебное на таможне для коррупционеров? Но почему тогда в прошлом году из наших рядов ушли почти 10 тысяч сотрудников? Согласен, одна из главных причин коррупции - социальная незащищенность, низкие зарплаты. Таможенный служащий, который до определенного времени получал 2800 рублей, а решения принимал на миллионы долларов, действительно, мог сделать свои профессиональные знания предметом торга.
Помните, полгода назад на "Деловом завтраке" в "Российской газете" мы говорили о низких зарплатах таможенников. Я благодарен, что нас услышали президент и правительство. Докладываю: с этого года денежное довольствие наших сотрудников, имеющих специальное звание, повышено в 1,5 раза, а денежное содержание федеральных государственных служащих таможенных органов - в 2 раза. Таким образом, среднемесячный размер зарплат составляет 12 - 14 тысяч рублей. И сейчас отток кадров значительно сократился. Что касается вашего анекдота "с бородой", то 90 процентов всех должностных преступлений на таможне выявляется силами службы собственной безопасности. Насколько мне известно, в других правоохранительных органах другая статистика. Сравните для анализа, где больше привлекают взяточников к ответственности собственные службы безопасности.
Дарья Кронидова, г. Кострома | Как вы отбираете людей в таможенную службу? Есть ли у вас специальные психологические тесты "на честность"?
Жерихов | Принятие на службу обязательно включает психологическое тестирование. Причем как для рядового сотрудника, так и для руководителя высшего звена. Психологические тесты, в том числе и "на честность", включают в себя более 200 вопросов. Но главное в системной борьбе с коррупцией - это информационные технологии - автоматизированные системы предварительного информирования, электронного декларирования товаров. 15-20 минут - и все оформлено в электронном режиме. Как здесь может вмешаться госслужащий? За что взять деньги?
"То есть на таможне нужен инспектор с русской фамилией "Компьютер", - шутит Светлана Громакова.
- Совершенно верно, - говорит Жерихов и начинает демонстрировать читателям "главное действующее лицо" своего кабинета. - Назовите сейчас любой регион, любую таможню - от Дальнего Востока до Калининграда. И мы с вами в режиме реального времени посмотрим, как тот или иной руководитель может контролировать процесс таможенного оформления.
Читатели выбирают Калининград. На мониторе тут же высвечивается Калининградская таможня.
- Все как в зеркале видно, - объясняет Александр Егорович, - сколько подано сегодня деклараций, какими фирмами, на какой товар, на какую сумму, из какой страны привезли, какой инспектор их оформлял, номер личной печати. Аналогичный просмотр можно сделать и за последние 10 дней, и за год, а, значит, и проанализировать.
... В этом году Федеральная таможенная служба должна собрать в бюджет страны более 1,5 триллиона рублей. Александр Жерихов несет за это персональную ответственность. Каждый день по нескольку раз он по монитору своего компьютера смотрит, каких успехов добились его подчиненные.
Одно движение "мышкой" - и выясняется, что за 19 дней октября на Калининградской таможне больше всех оформила товаров инспектор Галина Ивановна Петрушина - 235 деклараций на сумму около 250 миллионов рублей (8,5 миллиона долларов). Привет вам, Галина Ивановна, от всех нас.